Поиск - новости науки и техники

Внесли неясность. Инициатива Рособрнадзора вызвала вопросы у парламентариев.

В обществе никак не завершится дискуссия об оптимальном уровне унификации школьных учебников истории, а тем временем Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки дала повод для публичного обсуждения еще одной темы, связанной с обновлением концепции исторического образования. Представители профессионального сообщества и СМИ задались вопросом об эффективности очередной инициативы Рособр­надзора, недавно объявившего тендер на 6 миллионов рублей “по организации экспертного анализа уровня профессиональных компетенций учителей истории и обществознания в субъектах РФ с учетом внедрения нового учебного стандарта по отечественной истории”. Как выяснилось в ходе пресс-конференции на тему “Единый учитель истории: Каким он должен быть?”, состоявшейся на днях в пресс-центре информационного агентства “Национальная служба новостей”, вопросы к чиновникам есть и у парламентариев.
По словам заместителя председателя Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Людмилы Боковой, о намерении Рособрнадзора провести мониторинг компетенций педагогов-историков она узнала из СМИ. “Интересно будет выяснить подробности этой инициативы. Возможно, мы сделаем запрос об объективности и правомерности проведения подобного рода исследований”, – заявила сенатор. Она считает, что педагогов сначала надо обу­чить преподаванию в рамках нового историко-культурного стандарта, иначе результат мониторинга не будет объективным. “Все вопросы надо обсуждать с профессионалами и представителями гражданского общества, а не идти сверху. Надо также определиться, по каким критериям будет оцениваться компетентность учителей”, – подчеркнула Людмила Бокова. По мнению сенатора, имеющей за плечами десятилетний стаж преподавания истории в школе, одним из основных критериев оценки учительской работы должен быть “урок как основное действие учителя”, а не только лишь, как это зачастую бывает, наличие опубликованных статей, активность участия учеников в олимпиадах или результаты ЕГЭ выпускников.
Основания для оценки готовности специалистов к реализации новой концепции исторического образования есть: система подготовки и переподготовки педагогов должна работать с максимальной эффективностью и своевременно совершенствоваться с учетом реалий. Но есть ли необходимость тратить время и деньги, организовывая специальное мероприятие? Как отметила в ходе пресс-конференции заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию Ирина Мануйлова, “проводить определенный мониторинг ситуации в целом по таким показателям, как уровень образования учителей, их квалификация и т.д., позволяет сложившаяся система аттестации педагогических кадров”. Она также напомнила, что сегодня в ряде школ в пилотном режиме нарабатывается практика перехода педагогов к трудо­устройству по эффективному контракту и этот формат преду­сматривает конкретные требования к качеству работы. Наконец, существуют региональные системы оценки, в рамках которых анализируется не только уровень подготовки учащихся, но и состояние педагогических кадров, включая квалификацию и готовность к работе в условиях новых требований. Депутат уверена, что “нельзя проводить экспертные процедуры, не принимая во внимание мнение самих педагогов и, в частности, такой высоко зарекомендовавшей себя организации, как Всероссийская ассоциация учителей история и обществознания. Мнение представителей этой структуры, их предложения по изменению сферы образования весьма востребованы и должны быть в числе приоритетных”.
Как утверждает Людмила Бокова, Рособрнадзор имел право на принятие такого решения без согласования с парламентариями. Между тем от того, в какой форме будет проводиться исследование и какое применение получат его результаты, не может не зависеть успех внедрения новых учебников истории. Они, с большой вероятностью, придут в школы уже через год, поэтому со стороны чиновников вряд ли уместно не учесть суждения и оценки законотворцев и специалистов, работающих “на земле”.
Проекты учебников к 1 января 2015 года получат эксперты пяти крупных издательств и издательских центров. В их числе Ирина Бокова назвала “Просвещение”, “Дрофу”, “ВЕНТАНА ГРАФ”, “Русское слово” и “Академкнигу”. Перед тиражированием учебники пройдут общественную, педагогическую, научную экспертизы, после чего будут представлены рабочей группе, которая координирует их разработку (научный руководитель – директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян). Эта же группа утверждала историко-культурный стандарт, отвечающий новой концепции исторического образования. Затем должна начаться апробация новых изданий. Учителям предстоит во многом переформатировать не только программы преподавания истории, но и его технологии. Какова будет модель оценки педагогического потенциала на сегодняшний день и смогут ли чиновники от образования вместе с профессиональным сообществом в оставшийся срок “подтянуть” слабые места в готовности учителей и школ к обу­чению детей в условиях новых требований – эти вопросы остаются открытыми.
Добавим, что вскоре после пресс-конференции в адрес вице-премьера Ольги Голодец был направлен депутатский запрос первого заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Владимира Бурматова с предложением отменить инициированный Рособрнадзором тендер. Одна из указанных им основных причин –  отсутствие правовых оснований для дополнительного тестирования учителей.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев