Выплыть и выжить. Молодых педагогов научат мужеству.

Спрос среди абитуриентов на педообразование растет. Минобрнауки тоже не обделяет его своим вниманием — в педагогических вузах идет настоящая реформа (см. “Вход свободный, выход — тоже”, “Поиск” №31-32, 2014).
Проект по модернизации педагогического образования стартовал два года назад. Его участники постоянно отчитываются перед общественностью. Недавно в Московском городском  психолого-педагогическом университете (МГППУ), который, кстати, является базовым в проекте, прошел брифинг инициаторов реформы с журналистами.
Как уже упоминалось выше, Минобрнауки России начало работать над проектом еще в 2012 году, но именно сейчас, по словам замминистра образования и науки Александра Климова, удалось найти средства на то, чтобы действительно запустить процесс модернизации и вовлечь в него все педагогические объединения, отвечающие за содержательную часть педобразования в стране.
— Суммарно сегодня в проекте участвуют свыше 40 различных высших учебных заведений, реализующих программы педобразования, и это не только профильные вузы, но и классические университеты, которые тоже занимаются подготовкой учителей для школ, — заметил замминистра.
Всего на сегодняшний день на модернизацию из бюджета выделили около 40 млн рублей. Александр Климов уверен, что благодаря такой серьезной финансовой поддержке министерство и вузы смогут в течение ближайших двух лет разработать новые программы, обеспечивающие выполнение нового профессионального стандарта учителя.
— Впервые за последние десять лет Минобрнауки реально взялось за модернизацию педобразования, — отметил вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов. — У нас есть уникальный шанс, потому что министерство не ставит условия, чтобы за два года на эти программы перешли все вузы.
Основной упор при подготовке по новым программам руководители проекта делают на практику. Хотя это всего лишь часть триады, считает Виктор Болотов. Есть еще теоретический и исследовательский блоки.
— Эта триада — модуль нашей концепции, — отметил он. — Мы изучили опыт российских и зарубежных вузов и теперь опираемся на модульную подготовку педагогов. Слава Богу, у нас в России хватает вузов, которые уже реализовали отдельные элементы подготовки “по-новому” либо близки к тому, чтобы это сделать.
К примеру, в МГППУ уже давно ввели развернутую длинную практику с первого курса. Давно работает с такими практиками и Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена (Санкт-Петербург). В этих вузах студенты уже в процессе обучения осваивают отдельные компетенции, необходимые действующему учителю.
Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин обратил внимание на то, что необходимо разработать особые системы сопровождения учителей, пришедших на работу после бакалавриата.
— Мы их, как в воду, выбрасываем! Многие мужественно выплывают, но многие — нет. У нас очень низкие, по сравнению с другими странами, цифры “доживаемости” молодых учителей до трехлетнего стажа. И это тревожно, — сказал он.
По его словам, ВШЭ в скором времени подготовит ряд предложений для Минобрнауки и региональных структур. Индикатор самочувствия молодых учителей и их “выживаемости” в школе должен стать одним из главных показателей в управлении образованием.
— Как считают зарубежные эксперты, учитель, особенно магистр, должен быть способен провести мини-исследование той проблемы учебной деятельности, с которой он сталкивается, — заявил ректор МГППУ Виталий Рубцов. — Если мы найдем средства на то, чтобы дать педагогу соответствующие компетенции — умение самому выделить проблему, изучить ее и подобрать методы решения, — это и будет главным фактором повышения комфортности работы педагога.
Вузы — разработчики образовательных программ взаимодействуют с региональными партнерами, которые, исходя из своих ресурсов, начинают менять разработанные общие “лекала” в соответствии со своими условиями. Таким образом, получается целая библиотека образовательных модулей. Она доступна любому вузу, так как все результаты выкладываются на единый портал.
Пилотный проект продлится два года. За это время министерство намерено максимально расширить круг вовлеченных в проект участников. Разработанные примерные образовательные программы, соответствующие новому профессиональному стандарту учителя, позволят массово внедрять инновационные педагогические методики.
— Конечно же, при будущем распределении контрольных цифр приема на конкурсной основе министерство постарается стимулировать внедрение тех наработок, которые в течение двух лет будут сделаны на “пилотах”, — подытожил замминистра.
Профстандарт общего образования от многих педагогов и методистов потребует дополнительной подготовки по магистерским программам. Поэтому сейчас в министерстве обсуждается возможность увеличения количества бюджетных мест в ведущих университетах для того, чтобы учителя в рамках комбинированных модульных и дистанционных программ могли повышать свою квалификацию.
Как отметил А.Климов, промежуточные результаты проекта модернизации, которые демонстрируют вузы-разработчики, обнадеживают. Апробация новых программ педобразования уже идет.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев