Поиск - новости науки и техники

О смене мер. По каким критериям стоит оценивать вузы.

В какие годы наше образование было лучшим? Что стало причиной снижения его качества и как вернуть России лидирующие позиции в образовании? Свои ответы на эти вопросы предлагает председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета (РосНОУ) Владимир ЗЕРНОВ.

В России существует несколько сотен высших учебных заведений, которые можно назвать сильными вузами, в том числе по международным стандартам. Приятно, что среди них присутствуют и негосударственные учебные заведения. Но можем ли мы, тем не менее, с уверенностью сказать, что наша система образования является лучшей в мире?
Выпускники советских вузов, получившие дипломы в 50-70-е годы XX века, были носителями самых передовых технологий не только в нашей стране, но и за ее пределами. Залогом успеха служило наличие современной и конкурентоспособной системы образования. Кроме того, высочайший уровень научного развития высокотехнологичных отраслей промышленности, достигнутый в СССР, позволял успешно конкурировать с ведущими странами мира практически в любой отрасли науки и промышленности.
Сейчас мы, к сожалению, такое наблюдаем не часто.
Нельзя утверждать, что наше образование совсем непригодно. Отечественная система концептуально по-прежнему лучшая в мире, но, как и всякая другая система, нуждается в модернизации. Мы же с этим процессом запоздали как минимум на десятилетия. Если в ближайшее время ситуация не исправится, то образование окончательно перестанет быть конкурентоспособным.
Мы прекрасно помним то время, когда наши лучшие учебники переводились на многие языки мира. Сейчас, напротив, российские студенты переходят на западные учебники. Из этого следует, что мы перестали генерировать высокий уровень современного контента, без чего не только отдельным вузам, но и всей стране сложно рассчитывать на лидерство.
Чтобы стать конкурентоспособными на мировом уровне, необходимо быть конкурентоспособными внутри страны. Необходимо проанализировать, на каких позициях находится российское образование и в каком состоянии пребывают наши вузы. Нужно составлять рейтинги конкурентоспособности российских вузов внутри страны, при этом ориентируясь на международные критерии, в первую очередь такие, как:
– результаты учебной деятельности;
– научные достижения;
– доход от эндаумента и собственности;
– доход от интеллектуальной собственности;
– наукометрические показатели (статьи в журналах с высоким импакт-фактором, индекс Хирша, средняя цитируемость, количество патентов);
– статьи профессорско-преподавательского состава в зарубежных научных изданиях;
– наивысшие достижения вуза в других областях.
Согласно указу Президента РФ №599 от 2012 года, одной из главных задач нашей системы образования стало попадание отечественных вузов в топ-100 ведущих международных рейтингов. Правительство мотивировало на эти достижения лишь 15 вузов. Однако в России есть еще целый ряд университетов, способных попасть в рейтинг и достигнуть мировых показателей. Но сделать этого они не могут из-за недостатка финансирования.
К сожалению, большинство вузов сейчас озабочены не своей конкурентоспособностью, а отчетностью и вопросами выживания, связанными, в том числе, с демографическим спадом. Многим негосударственным вузам не хватает ресурсов в связи с уплатой очень больших налогов на землю.
Для решения поставленной Владимиром Путиным задачи, прежде всего, необходимо создать конкуренцию между вузами различной формы учредительства. У нас есть целый ряд негосударственных вузов, по качеству подготовки не уступающих многим государственным вузам. Создание реальной конкурентной среды поможет нашему образованию превратиться в катализатор инновационного развития страны, а значит, у России появится шанс войти в число мировых лидеров.

Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев