Разом берись! Заводы и вузы определяют вместе, чему и как учить.

Недели за три до Международной научно-практической конференции “Системы управления жизненным циклом изделий авиационной техники”, что должна была пройти в Ульяновске, Министерство образования и науки РФ известило о результатах конкурса “Новые кадры для ОПК”. Среди дюжины победителей по проектам инфраструктурного обеспечения целевого обучения оказался организатор конференции — Ульяновский государственный университет. Его партнером выступило ОАО “Авиастар-СП”. Мы писали, как эти два коллектива создали и развивают базовую кафедру “Цифровые технологии авиационного производства” (см. №35, 2014). Но теперь у нее появились новые возможности. Еще до начала пленарки я расспросила заместителя директора центра компетенций “Авиационная мобильность и авиационные технологии” Дмитрия Шабалкина о сути конкурса. Ведь именно он вместе с Андреем Топорковым, заместителем гендиректора “Авиастар-СП”, защищал заявку в Москве.

Дюжина уверенных
— Как вы себя чувствовали, представляя проект?
— Уверенно. Основными экспертами были представители блоков ОПК, в нашем случае — “Объединенной авиастроительной корпорации”, — сказал Дмитрий Юрьевич. — А поскольку они в курсе, что мы делаем и как, знали, что завод эти работы очень поддерживает, то приняли решение в нашу пользу. Еще впечатляюще докладывали технический университет Комсомольска-на-Амуре и Рыбинский авиационный вуз… Каково было остальным участникам? Судить сложно. Из полусотни претендентов на победу после первого этапа осталось всего 20. По результатам второго тура — двенадцать. Мы видели только пять проектов, которые рассматривались вместе с нами. Предприятия и вузы очень толково выступали. Могу сказать одно — это те работы, что сегодня стране жизненно необходимы.
— Вам обещано в этом году чуть больше 40 миллионов рублей. На что потратите?
— Прежде всего, на оборудование.
— Мало того, которое купили за счет Программы развития вуза?
— Нам его достаточно на 98%, чтобы вести базовую подготовку. А чтобы обучать кадры непосредственно для “Авиастара”, надо подкупить… Ядро нашего комплекса — лаборатория виртуальной реальности. Если раньше было прототипирование, то теперь — виртуальный инжиниринг. Это когда создается 3D-модель и в нее “погружаются” какие-то дополнительные действующие объекты. В нашем случае — монтажные работы в салоне самолета или установка трубопроводов, каких-то блоков с подключением электричества в корпусе, крыльях…
— Представьте, — увлеченно объясняет Дмитрий Юрьевич, — человек заходит в помещение, надевает или берет в руки манипуляторы и совершает действия, которые должен производить при сборке. Сначала технолог отрабатывает процесс с виртуальным секундомером. Ведь каждую операцию надо хронометрировать, чтобы понять, сколько она занимает времени. А потом он демонстрирует, что и как надо делать, обучающемуся… На “Авиастар-СП” уже умеют считать все параметры технологических процессов — сколько будет стоить и как много времени займет.
Все заложено в систему расчетов, но, лишь когда это перенесется на виртуальную модель, сможем убедиться, действительно ли все так. И только потом разрешено выходить на сборку боевого самолета. Кстати, подобный подход есть у коллег из Уральского федерального университета, на северных предприятиях.
— Сами придумали или у западных компаний переняли?
— Хотелось бы посмотреть, как подобные вещи используют на Airbus, Boing, Bombardier… Там давно поняли, что делать макет из железа хлопотно и дорого. Чтобы проверить работу в одном отсеке, нужно месяцы трудиться. И не факт, что с пользой. На компьютере моделировать выгоднее. Нажал кнопку — и вот вам другой вариант решения. Подходит? Смотрим, как все будет монтироваться в реальной машине, как самолет будет вести себя на стапеле…
— Так все средства на оснащение? Работать будете на энтузиазме?
— Половину денег пустим на оборудование, половину — на программное обеспечение. Зарплаты нет вообще, если только для работников, что будут заниматься вводом техники в эксплуатацию.
А энтузиазм будет подпитываться необходимостью, которую диктует время. Авиация начала приходить в себя недавно, заводы задышали три-четыре года как… И мы в проекте заявляли перспективу, гарантируя, что все остальное уже можем. Деньги же для того, чтобы новое оборудование использовать, выделяются, пусть не в больших объемах, их можно взять из тех 43 тысяч рублей, что идут за каждым студентом-целевиком…
— С удовольствием отмечаю, что, по мнению экспертов, участвовавших в рассмотрении более чем полусотни проектов конкурса “Новые кадры для ОПК”, проект УлГУ в сотрудничестве с “Авиастар-СП” набрал максимальное число баллов. С большим отрывом от других, — уже на конференции сообщила вице-президент по персоналу ОАО “ОАК” Светлана Крайчинская. — Поздравляю! Из 12 опорных вузов нашего консорциума восемь подавали проекты, выиграли — два. Это говорит о том, что нам важно расширять партнерство высшей школы и предприятий по целевой подготовке кадров.
Заказ авиаторов
Но вернемся в начало конференции, на которую прибыли 258 участников, заготовив добрую сотню докладов. Представители вузов, НИИ, КБ, заводов, компаний-вендоров и интеграторов. Без проволочек ее начал генеральный директор “Авиастар-СП” Сергей Дементьев, коротко рассказав, чем сегодня занят завод и почему ему день за днем нужны все новые квалифицированные кадры. Логично обосновал свое присутствие на конференции Геннадий Савинов, член Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по науке, образованию и культуре: “Моя задача выслушать, понять проблемы, которые есть в законодательстве по авиации. Говорим о самолетах, а на самом деле о людях, которые делают жизненный цикл самолетов как можно более долгим и продуктивным”.
Весьма впечатляюще выступил и губернатор Сергей Морозов, вспомнивший, что “всего лет 7-10 назад “Авиастар” был в плачевном состоянии, как и многие предприятия машиностроительного комплекса. И тогда не было никакой надежды — долги по зарплате по году, массовые увольнения. Сейчас ситуация иная — и нам есть что обсуждать. Авиационная промышленность нашей страны пусть медленно, с определенной долей критики, но наращивает силы, занимает место локомотива развития российской экономики и экономики регионов. В том числе и Ульяновской области. Сегодня в условиях непростых взаимоотношений с зарубежными странами задача развития российской промышленности обретает особую актуальность. Потому что речь идет не просто о конкуренции, а о гарантиях технологической независимости и суверенитета нашей страны. Подписан крупнейший за всю новейшую историю авиапрома контракт на поставку Ил-76, 3 октября первый серийный транспортный самолет успешно совершил испытательный полет. До 2025 года у нас будет собрано до 100 таких машин. Помимо этого приступаем к реализации других авиаизделий — МС-21 (среднемагистрального пассажирского лайнера), идут переговоры о контракте с компанией Сухого — по сборке интерьеров разных смонтированных систем. И далее, и далее. Правительство региона последовательно реализует национальный проект “Авиационная столица России”. Он позволил нам создать передовой Научно-образовательно-производственный авиакластер в Ульяновской области, который сегодня соответствует всем самым высоким европейским требованиям — его приняли в состав Европейского партнерства аэрокосмических кластеров. Область — не самый богатый регион России, но предприятиям авиационного кластера постоянно оказывает финансовую поддержку. В наших планах строительство жилья на левом берегу Волги, чтобы через несколько лет здесь комфортно проживали, а значит, работали в разных структурах авиационной индустрии порядка 400 тысяч человек. У области есть дорожная карта создания мощного регионального машиностроительного учебно-образовательного объединения, нацеленного преимущественно на авиацию. И мы это сделаем!”
Слушая губернатора, я периодически оглядывала зал — как реагируют профессионалы? Те самые, что несколько лет назад огромным усилием воли не сдали своих рабочих мест инженеров, конструкторов, не уехали, не ушли в бизнес попроще… На лицах не было скепсиса. Не было, правда, и восторженного энтузиазма. Зато присутствовала деловая заинтересованность. Из-за большого числа желающих выступить с докладами организаторам пришлось устроить три секции, да еще с подсекциями. Говорили об автоматизированных системах управления производственными ресурсами и технологическими процессами. О применении современных композиционных материалов в изделиях авиационной техники — благо бок о бок с корпусами “Авиастар-СП” поднялся завод “АэроКомпозит-Ульяновск”, и там, полагают, в первом квартале 2015 года будет изготовлено первое композитное крыло для Як-42.
Два дня шла конференция. Десятки сообщений, которые вызывали бурю вопросов, споры, порой едва не ссоры — каждый отстаивал свою точку зрения. И все равно времени не хватило. Прямо с трибуны руководители секций попросили V конференцию (нынешняя — IV) сделать трехдневной. Организаторы от “Авиастар-СП” и УлГУ — все молодежь —
переглянулись. Накануне открытия они закончили печатать последний раздаточный материал в пять утра. Зато программка на 98% соответствовала составу выступавших, а передвижения участников по городу и заводу проходили без сбоев.
Но нет предела совершенству — как заметила главный конструктор Конструкторско-технологического центра ООО “Борлас” Марина Джалилова: “Наконец не требуется разъяснять собранию, почему надо срочно переводить все процессы создания самолета в цифровой формат, можно просто говорить о деле”. “Но для дела, — чуть помолчав, добавила она, — нужны профессионалы и их достойная оценка обществом”. То есть авиастроители понимают, как важно, что на конференцию приезжает областная власть, но, похоже, ждали уже и федеральную. Да не для отчетов перед начальством или его просвещения, а для принятия адекватных моменту государственных решений. Проблем-то уйма…
О самой больной проблеме предельно откровенно сказал В.Зиннуров, первый заместитель председателя правительства Ульяновской области. Будучи убежденным в том, что кластерные инициативы перспективны для развития экономики России, он сказал: “Пока у нас 4-й уклад экономики, а нам нужны 5-6-й. Без эффективных управленческих решений нам к ним не перейти. “Авиастар” не спасут десятки тысяч работников. Его выведут на новый уровень новые технологии, которые позволяют увеличить производительность труда. Пока мы отстаем по производительности труда от Европы в 5-6 раз, от Америки чуть ли не в 10. Задача сложная и за нас ее никто не решит. Кластер — это, прежде всего, коммуникации. Мы должны общаться, предлагать новые идеи, анализировать новые истории успеха и неудач, чтобы добывать ресурсы. Надо обстоятельно обсуждать — деньги любят тишину. Надо формировать проекты, предлагать их федеральному правительству, чтобы средства выделялись на те направления, которые мы с вами формулируем, которые будут полезны экономике, авиа-строению, области. Сегодня доля авиационной отрасли в региональной продукции равна чуть более 8%, к 2025 году она должна вырасти до 30%”.
Всему начало  учитель
Любопытно, что от конференции к конференции у участников растут взаимопонимание и интерес друг к другу. Диалог уже строится не на упреках (не тех готовите — не так используете), а на образцах реальных дел, давших положительные результаты. Дискутируют, годятся ли они как примеры остальным. У каждого своя специфика, задачи, регион. Но обсуждают заинтересованно и с юмором. Так общаются партнеры. Возможно, это потому, что в стране изменилось отношение к ОПК, а оборонке срочно понадобились квалифицированные специалисты.
Вот что по этому поводу сказала вице-президент по персоналу “Объединенной авиастроительной корпорации” Светлана Крайчинская:
— В корпорации не так давно пришло понимание, что мы создаем, продаем не изделие, а жизненный цикл изделия. Авиационная техника еще летает, порой по 30-60 лет, а ее создателям ставят памятники. И без планов по системе управления такими изделиями мы никогда не обеспечим им надежность, качество и долгую эксплуатацию. Тем не менее в эти планы должны войти и мероприятия по сопровождению жизненного цикла специалиста. Надо понимать ресурс наших кадров, уровень, перспективу. У западных компаний есть полная база данных всех специалистов, которых можно привлечь к работе в случае появления новых тем, программ. Мы, к сожалению, такого пока не имеем. А работать с кадрами — будущими — надо начинать с детства, с ориентации школьников на сферу авиастроения и вплоть до переподготовки кадров. Как это делать эффективно — вопросы есть на каждой стадии. Привлекательность отрасли, базовая подготовка в школе. Особенно по физике. Вон сегодня сколько раз ректоры призывали сделать ЕГЭ по физике обязательным! Ну, издаст такой приказ Минобрнауки, а через пару месяцев общественность будет возмущаться… Если слабое преподавание в школе, если учителей физики не хватает, то мы не увидим желаемого результата. Начинать надо с улучшения подготовки учителей. Дорога более длинная, но ее надо пройти.
Самая понятная для нас область и самая проработанная — подготовка студентов в вузах. У корпорации партнерские отношения с 12 опорными вузами. Чем лучше будем взаимодействовать, тем проще будет добиваться нужных результатов. Немало усилий вкладываем в систему переподготовки кадров. Знания меняются быстро. Если раньше повышать квалификацию требовалось по нормативу раз в пять лет, то сегодня этого недостаточно. Нам надо спешить. Плюс система повышения квалификации должна быть мобильной, давать доступ к самым разным форматам квалификации.
Отдельно Светлана Брониславовна выделила тему преподавателя:
— Их ведь так же не хватает, как учителей. Я смотрю на зал — маловато молодежи. Кем усилите корпус преподавателей? Нужны программы для привлечения, закрепления и удержания кадров. Создание базовых кафедр — например, в стенах которой мы находимся, — позволяет эту проблему решить совместными усилиями, но должен быть и штат преподавателей. Со следующего года мы начинаем проект, который ориентирован на поддержку преподавателей и просто на вклад корпорации в профессиональное образование. Это проект Конкурса для ППС “Инновации в авиастроительном образовательном кластере”. Задумываем сделать его систематическим. По номинациям, которые будут для корпорации актуальными, которые помогут сделать современной подготовку инженеров и вообще высшего технического персонала корпорации. Пока в вузах не любят кооперироваться, когда везде конкуренция за каждый грант, за каждую ставку, каждый факультет, центр, кафедра норовит быть сам за себя. Но сегодня становятся жизненно важны сетевые программы, когда ресурсы вуза объединяются для решения общесистемной задачи. Путем кооперации мы достигнем качественного рывка. Наши беды нам известны: высокий средний возраст преподавателей — за 67 лет и не всегда достаточный уровень квалификации. Повышать квалификацию ППС в корпорации можно попытаться путем стажировок на профильных отраслевых предприятиях. Начинать с тех, что рядом. Вон в авиакластере Ульяновской области их сколько! В каникулы, в период сессии отправлять преподавателей на пару недель, ведь давным-давно в цехах не были, не представляют, какие станки, линии стоят, как организовано производство. Причем позаботьтесь, чтобы после этой стажировки работодатель выдал преподавателю сертификат о повышении квалификации. Дальше перейти на межрегиональный уровень. Съездить в Комсомольск-на-Амуре, Иркутск, да в тот же Воронеж, Казань…
Конечно, рано подробно говорить о конкурсе для ППС среди опорных вузов ОАК и близких к этой теме организаций высшей школы России. Его объявят в следующем году. Но, тем не менее, участники секции “Опережающая подготовка и переподготовка кадров для предприятий и организаций авиационной отрасли” услышали о будущем конкурсе от Николая Абрукова, директора департамента по подготовке персонала этой корпорации.
Он рассказал, что задумано провести конкурс по пяти номинациям. Первая — сетевые образовательные программы. Отличная практика, о которой на пленарном заседании конференции докладывал ректор МАИ Геращенко. “Анатолий Николаевич, ваш университет здесь лучший, — похвалил Н.Абруков. — Почему бы этот опыт не транслировать на другие вузы? Считайте, грант на стажировку лучших российских преподавателей у вас уже в кармане”.
И тут же получил в ответ: “Деньжат подкиньте — мы тут же начнем делиться опытом. А то Минобрнауки после того, как МАИ назвали национальным исследовательским университетом, на все наши просьбы добавить средств отвечает: “Вам все уже дали”.
Оказалось, не шутка. Как прозвучало на секции, с 2014 года повышение квалификации вузы проводить обязаны, а финансирования на эту работу министерство не предоставляет.
Однако зал пропустил мимо ушей разговор про деньги. Мол, добывать финансирование — забота руководителей. Профессорско-преподавательский же состав живо заинтересовался перспективой перенять столичный опыт. Вот только вопрос: кого посылать? Если подтягивать квалификацию, то вроде худших. А если мотивировать коллектив…
— Первый год посылать надо лучших, по конкурсу. А как подтягивать отстающих? — задумался Абруков. — Надо подумать.
Вторая номинация — подготовка электронных курсов. Оценка их будет вестись на основе профессиональных стандартов. Сегодня ими в ОАК прицельно занимаются. То есть требования, описанные в профессиональных стандартах, лягут в основу образовательных стандартов, самих образовательных программ. К тому же федеральные университеты и НИУ имеют право формировать свои образовательные программы, их вариативную часть, исходя из требований работодателя. Здесь есть чему друг у друга поучиться, сделал вывод докладчик.
— Еще одна тема конкурса — дуальное образование на предприятиях, — продолжил Абруков. — В Ульяновске, например, оно налажено между УлГУ и “Авиастар-СП” хорошо, а в других университетах не очень. Бывает, промышленное предприятие и технический вуз в одном городе друг с другом не дружат. Как так? Надо исправлять ситуацию. Ну и конкурс на развитие международного сотрудничества в профессиональной сфере… Если вы видите еще какие-то необходимые линии, которые помогут нам повысить квалификацию ППС, не молчите — приходите, давайте обсуждать.
Ну а редакция “Поиска” постарается дать знать читателям нашей газеты, когда конкурс объявят.
А через пару дней после окончания конференции в столичном Центре международной торговли состоялась церемония награждения победителей конкурса “Авиастроитель года”, которую открывали заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов и генеральный директор ФГУП “ЦАГИ”, председатель организационного комитета конкурса Борис Алешин. И в зале опять встретились участники дискуссий в Ульяновске, потому что первое место в номинации “За подготовку нового поколения специалистов в авиастроительной отрасли среди вузов” было присуждено Московскому авиационному институту. А второе место разделили Ульяновский государственный университет и Самарский государственный аэрокосмический университет. УлГУ представлял президент Юрий Полянсков, зачинатель сотрудничества специалистов вуза с инженерами завода.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев