Корни предков

Опубликован геном человека, жившего в Омской области 45 тысяч лет назад. Исследование показало, что в его предковой линии присутствуют неандертальцы. С подробностями — Genome Web.
В статье германо-российской группы авторов, вышедшей на днях в журнале Nature, представлены полные последовательности как ядерной, так и митохондриальной ДНК, образцы которых выделены из человеческой бедренной кости, найденной в 2008 году в селе Усть-Ишим краеведом и руководителем косторезной студии “Архаика” омичом Николаем Перистовым. Возраст объекта — от 43 210 до 46 880 лет — был определен масс-спектрометрическим методом радиоуглеродной датировки с использованием ускорителя в Оксфордском университете (Oxford University). Генетическое исследование проводили в Институте эволюционной антропологии Макса Планка (Max Planck Institute for Evolutionary Anthropology) сотрудники известного палеоантрополога Сванте Паабо (Svante Paabo). Наличие Y-хромосомы указало на принадлежность кости мужчине. Его ядерный и митохондриальный геномы сопоставляли как с современными геномами, так и с генетическими последовательностями архаичных гоминин. В ходе этого сравнительного анализа были выявлены отрезки последовательности ДНК, совпадающие с участками генома неандертальца. Поскольку доля неандертальской предковой ДНК была такая же, как в некоторых современных популяциях в Евразии, ученым представляется, что в Усть-Ишиме эти корни глубже, чем в нынешней человеческой популяции в целом. Более того, авторы подсчитали, что смешение предков современного человека с неандертальцами имело место на отрезке времени от 7 до 13 тысяч лет до рождения исследуемого “усть-ишимца”.
Время скрещивания предков анатомически современного человека с неандертальцем указывает на то, что вымершая ветвь оставила след только в неафриканском геноме, то есть относительно недавно, и древние ближневосточные неандертальцы прогрессивной группы Схул-Кавзех к этому отношения не имеют. Как отмечает Genome Web Daily News, сравнивая новый сибирский геном с данными сотен индивидуальных геномов, полученных в современных популяциях, авторы убедились в том, что усть-ишимская особь имеет неафриканское происхождение. По-видимому, ее предки жили на пересечении путей западноевропейской и восточноазиатской популяций после исхода современного человека из Африки и незадолго до его разделения на европейцев и азиатов. “Мы установили, что мужчина из Усть-Ишима одинаково генетически близок и современным азиатам, и индивидуумам, которые жили в Западной Европе от 8 тысяч до 24 тысяч лет назад, но не современным европейцам, и это согласуется с представлением о том, что предки последних происходят из популяции, которая не участвовала в первоначальном разделении человечества на европейцев и азиатов”, — цитирует авторов Genome Web.