Курс на прогресс. Особенности реализация госпрограммы обсудили в регионах.

В международном инновационном рейтинге The Global Innovation Index 2014 Россия заняла  49-е место, что на 13 строчек выше результата 2013 года. В данном рейтинге, который составляется с 2007 года Корнельским университетом совместно с французской бизнес-школой INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (WIPO), инновационный индекс каждого государства определяется с учетом 80 различных переменных, детально характеризующих инновационное развитие страны. Показатели делятся на три группы: располагаемые ресурсы,  условия для проведения инноваций и достигнутые практические результаты осуществления инноваций. Таким образом, Россия продемонстрировала отличную динамику не только среди стран БРИКС, но и среди всех 143 участников этого рейтинга. В качестве сравнения, Китай занял 29-ю строчку, прибавив только шесть позиций. А Индия оказалась на 76-м месте, потеряв 10 пунктов. Лидеры рейтинга с 2013 года практически не менялись: Швейцария, Великобритания и Швеция…
Не смотря на ежегодное повышение позиций в международном инновационном рейтинге,  Россия все еще очень сильно зависима от импортных технологий. Решению задач, связанных с импортозамещением должна помочь реализация ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Цель программы — обеспечение мирового уровня исследований, глобальной конкурентоспособности России в областях, которые определены как приоритетные в научно-технологическом процессе. Предыдущая ФЦП (2007-2013гг..) показала высокие результаты. В проекте приняли участие 50 тыс. молодых исследователей, разработчиков. Было разработано порядка 300 конкурентоспособных технологий, объем производства новой и  усовершенствованной высокотехнологичной продукции превысил ожидания почти на 20%, таким образом, он составил около 400 видов.
Новая ФЦП имеет качественное отличие: она направлена на поддержку прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, имеющих конкретного потребителя результата в лице индустриального партнера. Программа нацелена на исследователей и научные организации с обязательным условием привлечения предприятий реального сектора экономики. Больше всего шансов на победу в ее конкурсах у тех проектов, чьи результаты смогут быть запущены в коммерчески успешное производство.
В сравнении с предыдущей ФЦП, объем финансирования новой увеличен с 170,41 млрд до 239,63 млрд рублей. Участником программы может быть любое юридическое лицо, в том числе государственное (муниципальное) учреждение, за исключением казенного учреждения. В ряде мероприятий программы могут принять участие физические, а также юридические лица (независимо от их организационно-правовой формы или формы собственности).
Автономная некоммерческая организация «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» — одна из организаций, ведущих регулярное и всестороннее информирование целевой аудитории о принципах и условиях реализации ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям научно-технологического комплекса России на 2014-2020 годы». Данная работа ведется центром в рамках заключенного с Минобрнауки России госконтракта.
Организованные и проведенные центром в ряде регионов информационно-практические семинары показали заинтересованность местных организаций в данной программе. А также выявили основные проблемы, которые могут стать преградой не только в получении финансирования, но и поставить под сомнение само участие потенциальных заявителей в конкурсе на получение государственной поддержки. Так, например, серьезной проблемой для научных учреждений, намеренных принять участие в реализации проектов ФЦП является поиск внебюджетного финансирования: по условиям программы, оно должно составлять, в зависимости от конкурса, не менее  20% от общего объема финансирования проекта. Для многих такая сумма практически «не подъемна».
Другая распространенная проблема связана с неправильным оформлением документации проекта. Для подачи заявки на участие в конкурсах программы документация должна быть оформлена строго в соответствии утвержденным правилам.  Да и сама подготовка заявки предполагает участие целого коллектива специалистов, в который, помимо разработчика, входят маркетолог, экономист и еще ряд профессионалов.
— Отбор проектов весьма строг и требует наличия определенного числа документов, — отметил начальник отдела сопровождения и реализации проектов АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» Павел Арычкин.  — Сложности в оформлении документации и проработке проектов вполне оправданы. Ведь в реализацию ФЦП, которая в итоге должна достичь глобальных целей, вкладываются немалые деньги.
АНО «Центр информационно-аналитической и правовой поддержки органов исполнительной власти и правоохранительных структур» продолжает проведение специальных семинаров, в ходе которых все желающие могут узнать более подробную информацию о ФЦП, проконсультироваться по вопросам подготовки документов для подачи на конкурсы программы, разобрать типичные ошибки, возникающие в ходе подготовки заявок, обсудить нюансы работы по каждому конкурсу. Специалисты центра также осуществляют консультирование в режиме «горячей линии», а при необходимости готовы провести экспресс-анализ проектов с выдачей заключений от экспертов.

Елена ТИШКИНА

Нет комментариев