Происхождение и виды. Сибирские ученые разобрались с предками. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Происхождение и виды. Сибирские ученые разобрались с предками.

За 150 лет развития археологии было выдвинуто несколько гипотез происхождения человека. Два главных вопроса, на которые пытались ответить ученые все эти годы: где был центр антропогенеза древнего человека и как он заселял планету, где сформировался человек современного анатомического типа и как расселялся по земному шару?
К концу прошлого века археологи пришли к единому ответу на первый вопрос: колыбелью человечества была Африка. Что касается формирования человека современного анатомического вида, здесь по-прежнему существуют две гипотезы – моноцентрическая, сторонники которой уверены, что современный человек также пришел из Африки, и полицентрическая, предполагающая, что было несколько центров формирования Homo sapiens. Недавно сибирским ученым с помощью немецких коллег удалось поколебать догмы и выдвинуть совершенно новую гипотезу формирования человека современного вида.
Сотрудники Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН сделали немало выдающихся открытий на Алтае. В частности, исследовали комплексы, представляющие собой наслоения древних уровней обитания первобытного человека – от раннего до позднего палеолита. Одним из таких комплексов является хорошо известная за пределами Сибири Денисова пещера, работы в которой ведутся почти 30 лет. Именно в Денисовой пещере найдены самые старые на территории Южной Сибири останки представителей рода Homo, собрана древнейшая коллекция орудий и украшений из кости, бивня мамонта и зубов животных, возраст которых около 50 тысяч лет.
С самого начала раскопки на Алтае отличались мультидисциплинарным подходом – в работах участвовали палеогенетики, палеоботаники, палеозоологи, представители других научных специальностей. И недавно выяснилось: этот многослойный палеолитический памятник еще таит сюрпризы. В 2008 году в 11-м культуросодержащем горизонте Денисовой пещеры (возраст – 48-50 тысяч лет) была найдена косточка первобытного человека – фаланга пальца девочки 7-10 лет.
Образец был передан немецким коллегам в Институт эволюционной антропологии им. Макса Планка для анализа ископаемой митохондриальной ДНК. И только здесь – в лаборатории профессора Свенте Паабо – выяснилось, что генетический код ДНК значительно отличается от кодов и человека современного физического облика, и неандертальца.
В статье, опубликованной в мартовском номере Nature за 2010 год, сделано предположение, что отделение этой линии развития человека произошло около 1 млн лет назад. Новая популяция гоминидов, названная денисовцами, сосуществовала на территории Алтая вместе с самой восточной группой неандертальцев, установленной по данным анализа митохондриальной ДНК останков ископаемого человека из пещер Окладникова и Чагырской.
Анализ ядерной ДНК алтайской фаланги привел к интересным уточнениям, позволившим в декабре 2010 года опубликовать еще одну статью в Nature. В ней делается вывод о том, что у современных обитателей Евразии сохранилось до 4% генов неандертальца и ни одного – денисовского человека. Зато у меланезийцев (жители Фиджи, Соломоновых и других островов) присутствуют 4-6% генов денисовцев! Совершенно очевидно, что этот тип принимал участие в формировании человека современного вида. Полученные результаты показывают, что на континенте Евразия в период верхнего плейстоцена вместе с человеком современного физического типа существовали как минимум еще две формы гоминидов: неандертальцы и денисовцы.
Денисовцы обладали более прогрессивной культурой: владели лучшей техникой обработки камня, изготавливали украшения, в том числе из хлоритолита – породы, изменяющей цвет под воздействием света, месторождения которой находятся в 250 километрах от Денисовой пещеры. Совокупность археологических данных – наборы каменных и костяных орудий, предметы символической деятельности, способы и приемы жизнеобеспечения – свидетельствует, что для денисовцев характерно поведение человека современного физического облика. В 2010 году в Денисовой пещере археологи нашли зуб, еще одну фалангу и фрагмент черепа первобытного человека, сейчас идет их изучение.
– Одиннадцатый культуросодержащий горизонт Денисовой пещеры накапливался в течение длительного времени: возраст верхнего горизонта датируется радиоуглеродными методами приблизительно в 30 тысяч лет, а того горизонта, где была найдена фаланга, – в 50 тысяч лет, – рассказывает директор Института археологии и этнографии СО РАН академик Анатолий Деревянко. – Было два заселения Алтая первобытными людьми: около 800 тысяч лет назад пришла первая волна миграции, возможные причины исчезновения которой 500 тысяч лет назад – похолодание или малочисленность популяции.
Около 300 тысяч лет назад на Алтай вновь пришли люди, как мы считаем, с Ближнего Востока. Популяция заселила и Южную Сибирь, и всю Центральную Азию: очень интересная культурная близость имеется с Ближним Востоком. Неандертальцы и денисовцы сосуществовали на Алтае примерно 45-40 тысяч лет назад. Культуросодержащие горизонты в пещерах Алтая достаточно гомогенны – индустрии орудий похожи, что позволяет предположить: сосуществование не было антагонистическим, а происходила ассимиляция. На протяжении 250 тысяч лет прослеживается эволюция развития индустрии. Полученные данные позволили выдвинуть совершенно новую гипотезу формирования человека современного физического типа: существовало четыре линии – Homo sapiens neanderthalensis в Европе, H.s. africaniensis в Африке, H.s. orientalensis в Восточной и Юго-Восточной Азии и H.s. altaiensis в Северной и Центральной Азии. И все они принимали участие в формировании Homo sapiens sapiens, то есть нас с вами.
Выслушав доклад академика Анатолия Деревянко и заместителя директора ИАЭТ доктора исторических наук Михаила Шунькова о новых путях развития рода человеческого, Президиум СО РАН отметил, что открытие, несомненно, выдающееся, войдет в учебники и вместе с тем ставит немало новых задач – надо подумать о формах поддержки таких исследований, например о создании в СО РАН лаборатории палеогенетики. Летом – с 4 по 10 июля – в Денисовой пещере состоится международный симпозиум, где археологи, антропологи, палеогенетики разных стран непосредственно на месте уникальных находок обсудят, поддержать или опровергнуть новую гипотезу формирования современного человека.