Формула прочности. Университеты просят больше свободы.

Как развиваться системе высшего образования в современных условиях? Какие задачи стоят перед РСР? Чего вузы могут добиться сами и чего они ждут от правительства и президента? Эти вопросы обсуждались на десятом съезде Российского союза ректоров (РСР), прошедшем недавно в МГУ.
До начала пленарного заседания ректоры разошлись по разным аудиториям. В работе шести тематических секций, как отметил потом президент РСР В.Садовничий, приняли участие около 600 участников.
Пленарное заседание открыл Президент РФ Владимир Путин.

О качестве образования
Отметив, что за последние годы немало сделано для того, чтобы “отечественные вузы развивались в соответствии с требованиями времени, становились конкурентоспособными, задавали ориентиры передовым высокотехнологичным отраслям экономики”, Президент РФ подчеркнул, что “претензий к уровню высшего образования, к содержанию образовательных программ, к качеству преподавания пока еще много”. Необходимой мерой по исправлению ситуации он назвал  “внедрение объективных систем оценки качества обучения”, сообщив, что в мае этого года соответствующее поручение было дано правительству и Министерству образования и науки, и предложив Российскому союзу ректоров также подключиться к этой работе. Результаты оценки качества подготовки специалистов, по мнению Президента РФ, должны учитываться при принятии решений о государственной аккредитации вуза.
Кроме того, необходимо прекратить “гонку за абитуриентами”. И на бюджетные, и на платные места в вузы должны поступать те, кто способен учиться. Сегодня же зафиксированы случаи зачисления даже в некоторые московские вузы (В.Путин назвал примеры) абитуриентов, имеющих всего 24 балла по математике.
Президент РСР Виктор Садовничий, говоря о качестве образования, затронул иные его аспекты. Например, необходимость увеличения в учебных планах фундаментального ядра научных знаний — математики и введения обязательных междисциплинарных курсов. Предложил вернуться к вопросу о пятилетней и даже шестилетней подготовке ведущих инженеров по монопрограммам и к пятилетней подготовке учителей. С целью укрепления единства российского образовательного пространства предложил создать общенациональную систему дистанционного образования с интерактивными технологиями для всех категорий учащихся. А еще — ввести обязательный ЕГЭ по отечественной истории.
Подводя итоги работы секции “Миссия университетов в современных условиях. Повышение качества образования”, ректор СПбГУ Николай Кропачев рассказал, что на секции прозвучало множество примеров лучших практик вузов в области обеспечения качества подготовки выпускников, дистанционного образования, работы с талантливой молодежью и т.д. “Все они могут внедряться РСР в жизнь наших университетов, создавая общее научно-образовательное пространство, — заметил он. — В наших силах установить общие, обязательные для членов РСР правила жизни этого общенационального пространства, правила студенческих обменов, этические нормы, правила оценки качества специалистов, требования к открытости”.
— Мне кажется, что сегодня условия работы и государственная поддержка высшей школе таковы, что неприлично только просить и ставить вопросы. Нужно требовать. Требовать от себя, от академического сообщества, от руководства университетов, — заявил ректор СПбГУ.
О взаимодействии с бизнесом
Владимир Путин обратил внимание ректоров на “важность налаживания прямых тесных контактов с будущими работодателями выпускников”, подчеркнув, что “на первый план выходит максимальное сближение образования с производством, практикой, реальной жизнью”. И призвал РСР внести свой вклад в достижение стратегической цели — создание прорывных технологий и обеспечение производств востребованными кадрами.
Виктор Садовничий заметил, что хорошей альтернативой исчезнувшим отраслевым институтам могли бы стать университетские научно-технологические долины, кластеры, технопарки, тесная связь с корпорациями. “Но, к сожалению, это пока не приносит нужных результатов, — отметил он. — Пока что отсутствуют четкие механизмы имущественного взаимодействия даже государственных корпораций и университетов”.
Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров, один из модераторов секции “Наука в высшей школе”, добавил:
— Номинально мы вузовские технопарки и бизнес-инкубаторы, конечно, создаем, но ничего не можем им передать: ни оборудование, ни помещение. Федеральные программы почему-то поддерживают только площадки субъектов Федерации и частные площадки, хотя имеющийся опыт свидетельствует об успешности технопарков и технополисов, созданных на базе или с участием вузов.
По словам И.Гафурова, “сегодня становится все более очевидной, особенно для ведущих вузов, необходимость либо собственного опытного производства, либо определенным образом юридически закрепленного опытного производства на территории базовых предприятий”.
— Если мы до безобразия это все упростим, то создадим условия для злоупотреблений. И под видом вуза эти площади будут уходить… Вместо вуза там сделают какую-нибудь баню со странным набором услуг, — со свойственным ему юмором отреагировал Президент РФ. — Но если такая проблема существует, над этим точно надо подумать, с этим я согласен. И прошу коллег, которые здесь присутствуют, из администрации, из правительства подумать на эту тему вместе с Союзом ректоров и с соответствующими специалистами, с юристами. Может быть, изобрести такую формулу, которая позволила бы и злоупотребления исключить, и в то же время либерализировать эту работу.
Об экономической устойчивости вузов
— Сегодня не то время, когда нужно просить денег у правительства, — заявил ректор Южно-Уральского государственного университета А.Шестаков, один из модераторов секции “Вузы и новая экономика”. — Мнение секции: в этих условиях нужно дать свободу университетам для зарабатывания денег, для использования с этой целью инфраструктуры университета. И есть предложение: позволить давать согласование по использованию университетом имущества Наблюдательному совету университета. Это будет проще и даст возможность вузам повысить свою экономическую состоятельность.
Председатель Ассоциации негосударственных вузов Владимир Зернов (секция “Российские университеты в мировом образовательном пространстве”) также затронул тему экономической устойчивости университетов, посетовав на то, что Налоговый кодекс ограничивает доход вуза от собственной деятельности, от эндаумента, от интеллектуальной собственности — не выше 10% его общего бюджета. Тогда как в мире эта цифра — 50%. И среди университетов, входящих в верхушки рейтингов, не найти ни одного с доходом ниже 20%. “Возможность получения прибыли не только стимулирует вуз к развитию и придает ему финансовую прочность, но и позволяет доплачивать преподавателям, сокращать им нагрузку”, — добавил В.Зернов.
Владимир Путин отнесся к этим предложениям неожиданно: “Главная задача высшего учебного заведения — подготовка специалистов… Вуз создается не для того, чтобы деньги зарабатывать, а для того, чтобы студентов готовить”. Правда, тут же смягчился: “Хотя я не настаиваю, что именно 10%… может быть, 25, 50… просто мы не должны упускать главного”.
Об институтах РАН
Предложение, которое на съезде РСР прозвучало не единожды (похоже, идея становится популярной), было также озвучено И.Гафуровым: в качестве эксперимента рассмотреть возможность присоединения к ведущим российским университетам отдельных институтов и подразделений РАН, расположенных в тех же регионах. “Тем самым мы бы сблизили свои весовые категории с потенциалом зарубежных референтных университетов, где наука и образование сосредоточены в одном месте, — пояснил ректор. — А то мы имеем разные весовые категории, а нас сравнивают в зарубежных рейтингах как одинаковые университеты”.
Его поддержал Александр Шестаков, заметивший, что это предложение обсуждалось и на секции “Университеты — новой экономике”: “Целесообразно включать институты РАН в научно-образовательные комплексы. Это усилит научную составляющую университетов”.
Президент РФ то ли не совсем понял, о чем идет речь, то ли сделал вид, что не понял:
— Образовательные холдинги? Я не понял, почему они запрещены? Жорес Иванович Алфёров сделал такой образовательный холдинг… Я там был, я чего-то не помню каких-то нарушений. У него и школа, и вуз, и сразу связь с академией, с академическим институтом. Это работает у нас. Я не понимаю здесь опасений по поводу того, что есть какое-то нарушение, и знаю точно, что и Академия наук поддерживает этот процесс.
О зарплатах ППС
Не был обойден президентским вниманием и вопрос о повышении преподавательских зарплат. Владимир Путин напомнил, что в соответствии с известными майскими указами к 2018 году зарплата ППС должна составить не менее 200% от средней зарплаты в соответствующем регионе. “И эти планы, безусловно, мы будем стремиться реализовывать, несмотря на известные сложности”, — пообещал он. По данным, озвученным Президентом РФ, по итогам первого полугодия этого года зарплата в системе высшей школы в среднем по стране составила более 45 тысяч рублей. Где-то выше средней по региону, где-то ниже. “В Москве, например, подобраться к этой планке непросто, но и вузов здесь немало, 250, и вы понимаете, на что я намекаю”, — объяснил Владимир Владимирович.
Между тем, как отметил В.Садовничий, из-за сокращения числа абитуриентов вследствие демографического фактора число обучающихся на платной основе сокращается и университетам становится все труднее выполнять свои дорожные карты, обязательства перед сотрудниками. Президент РСР предложил вынести этот вопрос на обсуждение в правительстве.
…Надо сказать, просьб к руководителю государства содействовать в решении проблем системы образования у ректоров набралось немало — помочь либо деньгами, либо изменением правовых норм. Третий путь, на который намекнул президент, кажется, у ректоров не очень популярен.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА
 

 
 

Нет комментариев