Взаимные уроки. Россия и Китай делятся опытом инноваций.

Небоскребы и венчающие здания “летающие тарелки”, многоуровневые транспортные развязки и отсутствие пробок на дорогах (а ведь город — один из крупнейших в мире по численности населения!) — то, что в первую очередь замечаешь, смотря на Шанхай из окна автобуса. Но есть достопримечательность, которая в глаза не бросается: в этом мегаполисе более десятка разнообразных экономических и технологических “зон развития”. И наверное, не случайно именно в Шанхае проходит один из главных в Китае международных инновационных форумов — “Пуцзян”. Недавно, в конце октября, состоялся уже седьмой. Впервые статус страны — главного почетного гостя форума — получила Россия. Основная тема форума этого года — “Совместная инновация — общий шанс”. Речь шла о расширении сотрудничества между РФ и КНР в сфере наукоемких производств, исследований и технологий. Что две страны могут дать друг другу?
Нынешний год знаменателен несколькими совместными мероприятиями, на которых обсуждались возможности сотрудничества России и Китая в области высоких технологий. В конце июня в Харбине состоялся первый российско-китайский форум-выставка “Экспо”, организаторами которого были обе страны. В октябре Китай выступил страной-партнером крупного российского форума “Открытые инновации” (см. “Мало не покажут”, “Поиск” №41, 2014) И вот, буквально следом — инновационный форум “Пуцзян” в Шанхае.
Россия приезжает на “Пуцзян” с 2012 года, но впервые была представлена такой внушительной делегацией — более 130 человек. В их числе — руководители министерств, ведомств, государственных научных центров, успешных инновационных компаний, ректоры и проректоры ведущих вузов, ученые, представители ОАО РВК, фонда и технопарка “Сколково”.
В конце первого дня состоялась пресс-конференция для российских и китайских журналистов, на которой основные спикеры российской делегации высказали свое мнение о перспективах российско-китайского сотрудничества в сфере инноваций.
Почему Китай?
Андрей Фурсенко отметил, что сотрудничество между нашими странами уже идет, причем важно, что зачастую оно инициируется на уровне исполнителей, а не по указке сверху. “Люди находят друг друга и работают вместе, потому что им это выгодно, интересно”, — сказал помощник Президента РФ.
“В последние годы Китай вышел в глобальные лидеры по количеству патентов. Современные инновации в КНР по целому блоку областей составляют конкуренцию разработкам Европы и США, — подчеркнул статс-секретарь — заместитель министра экономического развития РФ Олег Фомичев. — В этом смысле Китай для нас и экономически очень важный партнер”. Однако, добавил он, было бы неправильно думать, что Россия поворачивается к Китаю только потому, что поссорилась с Западом. “Задача достижения товарооборота с Китаем в 100 млрд долларов была поставлена в 2005 или 2006 году, — напомнил он. — С тех пор мы очень активно взаимодействуем и с Китаем, и со странами Юго-Восточной Азии”.  
Олег Фомичев рассказал также, что в “Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года” (далее — “Стратегия”), утвержденной в декабре 2011 года, в частности, ставится задача большей интеграции России в глобальную инновационную систему, определены страны-партнеры. И одним из перспективных технологических партнеров там назван Китай.
Познается в сравнении
Как утверждается в открытом экспертно-аналитическом отчете о ходе реализации “Стратегии” (отчет датируется 2013 годом), “успехи российского хайтек-сектора на мировом рынке пока невелики”. По данным Всемирного банка, доля высокотехнологической продукции в структуре российского экспорта промышленных товаров в 2011 году находилась на уровне 8%. У Китая она составила 26%. Весьма слабо наша страна представлена и в составляемом ОЭСР мировом Топ-1000 компаний с самыми большими бюджетами на НИОКР. По итогам 2011 года в него попали лишь четыре отечественные компании: “Газпром”, “Роснефть”, “ЛУКОЙЛ”, “ФСК”. При этом отношение их расходов на НИОКР к выручке ничтожно мало (от 0,1% от выручки у “ЛУКОЙЛ” до 1,9% у “ФСК”), тогда как в среднем для компаний первой сотни оно составляет 10%. Кстати, у Китая в этом списке — 33 компании.
Говоря о государственной политике КНР по развитию науки и поддержке инноваций, министр науки и технологий КНР Вань Ган, в частности, отметил, что развитию инновационного потенциала бизнеса способствует концентрация лучших ресурсов для решения актуальных вопросов. В качестве примера он рассказал о строительстве скоростной железной дороги в Китае. В этом проекте, стартовавшем в 2007 году, задействовано 25 исследовательских университетов, 11 научно-исследовательских институтов, 50 экспериментальных баз национального уровня, 10 представителей бизнеса, более 500 производителей по всему Китаю. И “произошел прорыв” — скорость была увеличена сначала до 250, потом до 380 км в час. В итоге трехлетней работы, к концу 2011 года, сообщил министр, были достигнуты основные технологические результаты.
Нынешние программы поддержки науки и техники регулируют и координируют деятельность во всех отраслях экономики КНР. Сейчас правительство страны поставило задачу еще больше сократить время от научной разработки до ее промышленной реализации и распространения.
— Нужно сочетать потребности разных отраслей, разных территорий, — говорил министр. — В 2014 году мы начали создание единой платформы для управления отраслями науки и техники. В 2015-2016 годах мы уже должны завершить создание этой платформы и оптимизировать финансирование. В 2017-м, через три года реформы, мы планируем полностью достичь поставленной цели.
Наши перспективы
Все же, как заявил А.Фурсенко российским и китайским журналистам, “с инновациями в России дела обстоят не так плохо, как это кажется”. Нельзя говорить, что государство не способствует росту успешных хайтек-компаний, которым под силу конкурировать на глобальном рынке. Становлению большинства из них, по его словам, на том или ином этапе государство помогало. Существуют инструменты и по поддержке роста этих компаний. Охарактеризовав современную ситуацию с госбюджетом как “достаточно сложную”, помощник Президента РФ подчеркнул, что, тем не менее, “административная и правовая поддержка высокотехнологичным компаниям в любом случае будет оказываться, но только тем, которые сами активно работают и заслуживают свою позицию на рынке”.
Есть области, в которых Россия и сегодня “глобально конкурентоспособна”, продолжил О.Фомичев. Это атомная энергетика, космическая промышленность, технологии добычи природных ресурсов. “У нас есть целый ряд разработок в нефтегазовом секторе, которые позволяют именно наши, российские месторождения разрабатывать со значительно большей эффективностью, чем это можно делать на основе зарубежных технологий”, — уточнил он. Одна из самых конкурентоспособных отраслей в России сегодня — информационно-коммуникационные технологии. “Самой эффективной точкой входа для завязывания контактов по конкретным направлениям” замминистра назвал инновационные кластеры. Их в России сегодня 25. В основном они базируются в центральной части страны, но есть и в Сибири, и на Дальнем Востоке.
Российско-китайским совместным проектом, считает А.Фурсенко, могло бы стать создание плавучих атомных электростанций. Но это проект, скорее, коммерческий. А нашим странам стоит вернуться к тому, что не так давно осуществляли СССР и КНР, — к крупным совместным фундаментальным научным проектам на докоммерческой стадии.
— Такие мегапроекты сначала будут затратны — и для России, и для Китая, — заметил он. — Но в ходе их выполнения, как мы убеждались не раз, возникает очень много интересных инновационных решений.
В России успешно развиваются фундаментальные исследования в научных областях, представляющих интерес для обеих стран: материаловедение, термоядерная физика, высокотемпературная проводимость… Есть серьезные наработки фундаментального характера по физике и биологии моря.
Китайские физики проявляют очень большой интерес к реализуемому в Дубне проекту “Ника”, предусматривающему создание уникального ускорителя ядерных частиц. И, кстати, в России уже разрабатывается правовая основа для того, чтобы в скорейшем времени обеспечить участие научных организаций КНР в этом проекте.
— Отдача от мегапроектов обязательно будет! Однако тут рассчитывать на скорый результат не приходится. Это инвестиции в далекое будущее, — предупредил А.Фурсенко.
Учиться, учиться и учиться
Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова обратила внимание на еще один аспект взаимодействия России и Китая — в сфере образования.
— Современная эпоха отличается не только требованием быстрого внедрения научных разработок, но и конвергенцией научных знаний, образования и технологий, — напомнила замминистра. — Мы должны готовить кадры на опережение — специалистов с разными компетенциями, создавать гибкие программы высшего образования. Этот процесс требует международного сотрудничества. Не все страны в равной степени развивают технологии в разных приоритетных областях экономики, поэтому так важен взаимный обмен образовательными программами, студентами, знаниями.
Об образовании зашла речь и совсем в другом контексте, не связанном с взаимодействием университетов.
— Китай имеет преимущества перед Россией в технологических сферах, критически важных в первую очередь для российского Дальнего Востока: транспорт, энергетика, добыча природных ресурсов, — рассказал Максим Шерейкин, заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока. — Не секрет, что российские компании долгие годы были ориентированы на поставщиков решений из США и ЕС. Сейчас они переориентировались на китайских поставщиков — и столкнулись со сложностями. Надеюсь, это не станет системой. Китайские поставщики тут же становятся более жесткими в переговорах, тут же повышают цену технологического решения, пытаясь получить наибольшую выгоду для себя.
— Нужно уметь торговаться, — отозвался А.Фурсенко. — Это бизнес.
И добавил: “Инновационного развития без очень серьезных вложений в образование не получится!”, пояснив: сейчас нужен специалист, который не только хорошо владеет своей специальностью, но также умеет формулировать задачи и отстаивать свою точку зрения, вести переговоры.
Итоги
В ходе форума были подписаны семь соглашений о сотрудничестве в инновационной сфере между Россией и Китаем, в числе которых контракт НИИ “ГЕОТЕХ” на поставку в КНР геофизического оборудования и ряд соглашений ЦНИИ “Прометей” с китайскими партнерами о совместных исследованиях и создании конструкционных материалов и сплавов.
…Думается, что подобные форумы ценны не только практическими результатами, но и тем, что дают пищу для размышлений. В чем же урок Китая для России? Что позволило ему так продвинуться на глобальном рынке инноваций? Можем ли мы что-то взять из китайского опыта на вооружение? Людмила Огородова, которой корреспондент “Поиска” задал эти вопросы, ответила, что в сфере строительства инновационной системы нам действительно есть чему поучиться у нашего партнера по БРИКС. Путь от научной разработки до распространения нового товара на рынке очень сокращается благодаря межведомственному взаимодействию. Оно очень развито — и продолжает укрепляться — в Китае. Но оно, убеждена замминистра образования и науки, начинает развиваться и в России.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Анны ШАКЛЕИНОЙ

Нет комментариев