Взять за правило. Премьер настаивает на привлечении ученых к масштабным инфраструктурным проектам.

Комплексная экспедиция по оценке последствий природно-техногенной катастрофы в Японии будет снаряжена за счет гранта, предоставленного Русским географическим обществом. Об этом сообщил Владимир Путин на заседании Попечительского совета РГО.
Сегодня в 75 регионах страны открыты отделения общества, действуют 11 попечительских советов. Владимир Путин подчеркнул, что именно попечители, а не государство выделяют средства для грантовой поддержки общества, в том числе и для экспедиции в район катастрофы. Команда специалистов научных учреждений РАН, Росгидромета, Роспотребнадзора отправится на научно-исследовательском судне в район Японского моря и северо-западной части Тихого океана для уточнения характеристик радиационного загрязнения окружающей среды, изучит степень негативного влияния на животный мир, экосистему океана, проведет мониторинг сейсмических процессов. По результатам экспедиции будет сформирована единая комплексная база данных.
Грант РГО выделен также для научно-спортивной экспедиции “Огненный пояс Земли”. Ее участники за 900 дней должны подняться на крупнейшие вулканы, расположенные вокруг Тихого океана, изучить их и составить карту активности. В преддверии Арктического форума, который пройдет в Архангельске, РГО организует экспедицию на Новосибирские острова, в ходе которой будут проведены комплексные исследования флоры и фауны архипелага — в них будет и тематика, связанная с мамонтами. Ученые дадут также оценку экологической обстановки на островах, проведут климатические наблюдения.
Грант “Археологическая экспедиция “Железная дорога Кызыл — Курагино” вручен главному научному сотруднику Института археологии и этнографии СО РАН Ю.Худякову. На сегодняшний день вдоль этого маршрута зафиксировано свыше 70 археологических памятников, которые ждут своего изу-чения. Крупномасштабные исследования рассчитаны на пять лет, их цель — обеспечение сохранности объектов культурно-исторического наследия в зоне строительства железной дороги Кызыл — Курагино.
В числе других проектов, поддержанных РГО, — комплексная экспедиция на Азовское море для изучения затонувшего древнегреческого города Фанагория, экспедиция “По следам снежного барса” на территории Хакасии, создание телесериала “Русские землепроходцы, открыватели Дальнего Востока”.
В 2011 году под патронатом общества пройдет первый в новейшей истории России съезд учителей географии. Дальнейшее развитие получит проект “Российский географический навигатор” — система сбора актуальной познавательной информации о стране. Данные для нее присылают люди, живущие в самых разных регионах. В планах общества — масштабная программа “Экомониторинг” для аккумуляции на сайте РГО информации о состоянии окружающей среды на территории страны. Разветвленная сеть региональных отделений позволит оперативно реагировать на ситуации, связываться с органами власти на местах, направлять группы волонтеров, подключать СМИ. В Интернете появится и социальная сеть РГО, рассчитанная на молодежную среду.
Владимир Путин предлагает возродить под эгидой общества и этнографическую комиссию. Благодаря именно Русскому географическому обществу и этой комиссии много лет назад началась работа по собиранию и систематизации, сохранению фольклорных традиций, уникальных образцов музыкального, устного, прикладного творчества. Премьер считает также, что “привлечение к реализации масштабных инфраструктурных проектов ученых — историков, экологов, археологов — должно стать правилом. Такой подход — это основа эффективного управления ресурсами, залог сбалансированного, стабильного развития природы, экономики и общества”.

Светлана КРЫМОВА