Творческая задача

Традиционный час депутата на очередном пленарном заседании Госдумы открыл лауреат Нобелевской премии академик Жорес Алфёров, поделившийся своими соображениями по поводу состояния науки в стране.
В начале своего выступления Жорес Иванович выразил сожаление по поводу скромного представительства ученых в Госдуме — там всего три академика: сам нобелиат, Валерий Черешнев и Борис Кашин. “А в советское время депутатами были практически все ведущие ученые страны — Курчатов, Александров, Вавилов, Несмеянов, Харитон, Ишлинский и многие другие”, — сообщил он.
Коснувшись ситуации вокруг госакадемий, Ж.Алфёров прямо заявил, что считает принятый более года назад закон об их реформе “совершенно безобразным”. Академия наук всегда была основной научной организацией в стране — при царе, в советское время, в постсоветское, напомнил ученый. Нападки на нее тоже были всегда — сначала как на наследницу царского режима, сейчас — как на наследницу советского. В годы гражданской войны ее спас Владимир Ленин, который сказал, что “с этой организацией шутить не надо”.
Жорес Иванович вспомнил о еще одной попытке расправы с академией: “В 1964 году Никита Сергеевич Хрущев на пленуме ЦК хотел закрыть академию за то, что мы не выбрали лысенковских последышей членами АН. Борис Евгеньевич Патон, который вместе с Келдышем были членами ЦК КПСС, рассказал мне, что на пленуме ЦК Хрущев предложил Мстиславу Всеволодовичу пост заместителя председателя Совета министров, заявив при этом: “А академию мы закроем”. И тогда Келдыш сказал Патону: “Знаешь, я давно в отпуске не был, давай уеду на три месяца, а без президента академии они это не решатся сделать”.
И вот теперь, в наши дни, “академию все-таки закрыли”, сказал Ж.Алфёров. “Пусть бы освободили ученых от хозяйственных дел, и занималось бы этим ФАНО — агентство могло бы выполнять функции управления делами РАН, но определять развитие науки в стране должна Академия наук”, — считает ученый.
Сегодня возрождается командная система в науке, уверен академик Алфёров, что совершенно неприемлемо. “Для достойного ответа на вызовы завтрашнего дня, определения передовых направлений в науке, реализации прорывных проектов в неразделимой связке с образовательной системой стандартные решения не подойдут, — заявил нобелиат. — Это творческая задача, которая не по плечу ФАНО”. Да, надо было проводить реформы, менять кадровый состав, но “АН как структуру, а не как клуб ученых, с ее лабораториями, институтами, музеями, библиотеками, надо было сохранить”.
В тот же день на правительственном часе в Госдуме депутаты слушали министра образования и науки Дмитрия Ливанова, но вопросов по поводу состояния дел в науке ему никто не задал.

Светлана КРЫМОВА

Нет комментариев