Статусу под стать. Новый Совет по грантам президента поборется за деньги для научных школ.

Приступил к работе новый состав Совета по грантам Президента Российской Федерации для государственной поддержки молодых российских ученых Российской Федерации и по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации.
Раз в четыре года команда, занимающаяся проведением конкурсов на гранты и стипендии президента, обновляется не менее чем на одну треть. Очередная ротация была произведена по правилам, определенным в Постановлении Правительства РФ от 27 апреля 2005 года №260. Уже через две недели после выхода Распоряжения Правительства РФ от 29 октября 2014 года №2155-р совет собрался на первое заседание. Жизнь торопит: нужно срочно включаться в работу по экспертизе заявок на гранты 2015 года и отчетов за текущий год. Требующих немедленного решения вопросов накопилось немало. В конкурсах на господдержку, осуществляемую от имени главы государства, участвуют тысячи исследователей и научных групп, при этом механизмы поддержки приходится постоянно дорабатывать, откликаясь на вызовы времени.
Заседание открыл директор Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов, представивший новое руководство совета. Председателем назначен ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета член-корреспондент РАН Андрей Рудской (на снимке), его заместителями стали заместитель директора по научной работе Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Вячеслав Молодин, директор Института биохимии РАН член-корреспондент РАН Владимир Попов и ректор НИУ МИЭТ член-корреспондент РАН Юрий Чаплыгин.
Преемственность налицо, сообщил С.Салихов: руководитель питерского политеха сменил на посту руководителя совета своего московского коллегу, президента политеха московского (МГТУ им. Н.Э.Баумана), академика Игоря Федорова. Андрей Рудской отметил, что прежняя команда зарекомендовала себя как высокопрофессиональная и  принципиальная, и обозначил намерение продолжать сложившиеся традиции. Он напомнил, что такой механизм поддержки научной молодежи, как президентские гранты для молодых ученых, действует с 1996 года. Совет по грантам отслеживает тенденции развития науки и, откликаясь на вызовы времени, инициирует внесение необходимых изменений в условия проведения конкурса. Сейчас ежегодно предоставляется 400 двухлетних грантов для научных групп под руководством молодых кандидатов наук (МК) и 60 — для коллективов, возглавляемых молодыми докторами наук (МД). Ежегодные выплаты победителям конкурсов составляют 600 тысяч и миллион рублей соответственно.
На президентскую поддержку ведущих научных школ (ВНШ) выделяется 200 млн рублей в год. По решению совета, в последнее время выбиралось 400 лауреатов, которые ежегодно получали примерно по 500 тысяч рублей в течение двух лет.
В 2012 году были учреждены стипендии Президента РФ молодым ученым и аспирантам, работающим по приоритетным направлениям модернизации экономики (СП). Проведение конкурсов по этому направлению также было поручено Совету по президентским грантам. Тысяча ежегодно выбираемых стипендиатов получают на свои исследования по 20 тысяч рублей в месяц в течение трех лет.
Обновленный совет с ходу окунулся в работу. Он утвердил план на год, состав своего рабочего органа — бюро, а также кандидатуры председателей экспертных комиссий. Последним предстоит в ближайшее время обработать более 5 тысяч заявок и более тысячи отчетов. С учетом того, что на каждую заявку по конкурсам МК и МД и по отчетам приходится по три экспертизы, а по СП — по две, общее количество предстоящих экспертиз составляет около 17 тысяч. Об этом сообщил заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России, секретарь совета Александр Ладный. Он познакомил собравшихся с результатами заявочной кампании на гранты 2015 года.
От молодых кандидатов наук поступило чуть меньше заявок, чем в прошлом году, но уровень соперничества остался достаточно высоким. Средний конкурс составил 6,2 заявки на грант. Самая высокая конкуренция была у гуманитариев, а также по направлениям “Медицина”, “Информационно-телекоммуникационные системы и технологии”, “Технические и инженерные науки”. По словам А.Ладного, рост активности исследователей, работающих в медицинской области, показывает, что российская научная молодежь улавливает мировые тенденции.
Число заявок от молодых докторов наук выросло по сравнению с 2014 годом. Средний конкурс составил 5,1 проекта на грант. Существенный рост отмечен в направлениях “Медицина” и “Общественные и гуманитарные науки”, “просели” “Биология, сельскохозяйственные науки и технологии живых систем” и “Физика и астрономия”.
Количество заявок на президентские стипендии существенно увеличилось: свои портфолио прислали 2336 человек, что на 40% больше, чем в прошлом году, и на 84% больше, чем в позапрошлом. Конкурс становится все более популярным, востребованы все направления, что, конечно, радует организаторов. Однако они не могут закрывать глаза на одну серьезную проблему. Александр Ладный привел цифры, которые показывают, что стипендии “распробовала” остепененная научная молодежь: в этом году на кандидатов и докторов наук приходится почти 40% всех заявок. Понятно, что шансов на победу у участников, которые подтвердили свою квалификацию диссертационными работами, больше, чем у исследователей, делающих первые шаги в науке. А ведь конкурс на президентские стипендии затевался для поддержки начинающих ученых. Совет по грантам выходил с предложением исключить обладателей ученых степеней из числа участников, однако оно не прошло. В этой ситуации, видимо, стоит рассмотреть возможность установления квот для разных групп молодых ученых, заявил Андрей Рудской.
Представляя участников очередного конкурса, А.Ладный отметил, что среди них немало тех, кто уже ранее получал гранты Президента РФ для молодых ученых. Такие “возвращенцы” составляют около 10% от общего числа подавших заявки на конкурс МК и почти 40% участников конкурса МД. По мнению представителя Минобрнауки, этот факт свидетельствует о положительном влиянии гос-поддержки на рост научной квалификации грантополучателей и подтверждает, что эксперты сделали правильный выбор, отдав свои голоса молодым людям, которые пришли в науку всерьез и надолго.
Однако с такой оценкой согласились не все участники. Член-корреспондент РАН Игорь Каляев заметил, что получающие один грант за другим лишают поддержки не менее достойных коллег. Кроме того, возможно представление на очередной конкурс практически тех же результатов, что и на предыдущий. Он предложил ввести “временную задержку” по типу той, что действует для премий правительства в области науки и техники: те, кто их получает, имеют право вновь подать заявку не ранее, чем через пять лет.
“Правительственная премия — это награда, а президентский грант — инструмент поддержки, и он должен работать постоянно”, — пояснил позицию министерства по этому вопросу С.Салихов. Андрей Рудской, со своей стороны, выразил уверенность, что эксперты найдут правильные решения и, в частности, смогут адекватно оценить новизну предъявленных результатов.
Председатель совета обозначил проблему, которая давно требует решения, — увеличение выплат ведущим научным школам. Ясно, что 500 тысяч рублей в год на коллектив из нескольких десятков человек — это чрезвычайно мало. “Учитывая значение ВНШ, их разветвленную структуру и затраты, им даже миллиона недостаточно, — отметил А.Рудской. — Размер гранта президента не должен вызывать усмешки. Чтобы он стал достойным, нам необходимо идти по двум направлениям: добиваться увеличения общей суммы выделяемых средств и корректировки количества лауреатов. Мы должны, конечно, учесть и мнение ряда известных ученых, что в данном случае статус важнее, чем средства. Будем искать золотую середину. Конкурс ведущих научных школ проводится только в четные годы, за оставшееся время эту задачу надо решить”.
В завершение заседания член-корреспондент РАН Александр Клименко призвал коллег подумать о том, как отметить двадцатилетие создания системы президентских грантов для молодых ученых. До юбилея еще есть время: соответствующий указ президента вышел в 1996 году, но, как считает А.Клименко, к этому событию пора начинать готовиться. “Дата серьезная, — подчеркнул он. — В наших условиях 20 лет работы системы — огромный срок. Президентские гранты прекрасно себя зарекомендовали и просуществовали так долго, поскольку оказались удачной формой поддержки молодых научных дарований. Победители наших конкурсов выросли в замечательных ученых, многие стали лауреатами российских и международных премий, руководителями научных организаций и вузов. Гранты Президента РФ, несомненно, внесли свою лепту в то, что эти люди состоялись в профессии”. Программу будущих торжеств поручили подготовить бюро совета.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев