Обязаны делиться. Региональные вузы учатся лидерству.

За последние годы Минобр­науки России реализовало несколько масштабных проектов по поддержке ведущих российских вузов: создана сеть федеральных университетов, осуществлен конкурсный отбор национальных исследовательских университетов, а также вузов, реализующих программы стратегического развития. К сентябрю 2013 года этими программами было охвачено 95 высших учебных заведений из 49 регионов страны.
Год назад министерством был дан старт еще одной масштабной программе — “Кадры для регионов”, одна из главных целей которой — расширить круг российских вузов-лидеров.

— В России немало вузов, которые не относятся к категории ведущих, но это не мешает им готовить востребованные кадры для предприятий своих регионов, — отметил министр образования и науки Дмитрий Ливанов, выступая на одном из заседаний Правительства РФ. — Такие вузы, ориентированные на подготовку кадров по приоритетным направлениям развития экономики соответствующих субъектов Российской Федерации, тоже имеют право на получение поддержки.
Участники открытого конкурса Минобрнауки России “Кадры для регионов” должны были разработать проекты по созданию или обновлению своих образовательных программ, причем сделать это в тесной связке с ведущими региональными предприятиями. Вузы-победители могли рассчитывать на получение субсидии из федерального бюджета в размере до 50 млн рублей в год на срок до двух лет. По условиям конкурса в нем не участвовали учебные заведения из регионов, где уже действовали вузы, входящие в число 95 ведущих университетов страны.
В результате конкурсного отбора, в котором на первом этапе приняли участие 35 вузов из 24 регионов, победителями признаны 14. Оператором конкурса “Кадры для регионов” Минобрнауки поручило выступить одному из старейших технических вузов страны — Национальному исследовательскому Томскому политехническому университету (ТПУ).
— Считаю, что делиться опытом и лучшими практиками, помогать региональным вузам подняться на новую ступень своего развития — наша святая обязанность, — говорит ректор ТПУ профессор Петр Чубик.
Томский политехнический университет в последние годы стабильно находится в числе лидеров отечественного высшего образования. В 2009 году он стал победителем конкурса на установление категории “национальный исследовательский университет”, в 2013 году вошел в топ-15 ведущих российских вузов — участников программы “5/100”. В университетском рейтинге агентства “Эксперт РА” ТПУ занимает седьмую строчку, являясь лучшим “нестоличным” вузом страны. Томский политехнический имеет богатый опыт сотрудничества с крупнейшими российскими промышленными компаниями, участвуя в реализации программ инновационного развития 14 из них, а для 6 из них являясь опорным вузом, входя в состав 24 технологических платформ, выполняя 2 проекта в рамках Постановления Правительства РФ №218. Отлаженная система стратегического партнерства с бизнес-структурами позволяет ТПУ ежегодно привлекать на выполнение НИОКР по заказам предприятий свыше одного миллиарда рублей. Более 50 образовательных программ ТПУ подверглись международной и национальной профессионально-общественной аккредитации. При этом вуз не делает из своих наработок секретов, охотно делится с коллегами лучшими практиками, выпуская их описание в виде брошюр массовыми тиражами. Видимо, все это, вместе взятое, и послужило для Минобрнауки России аргументом в пользу назначения Томского политехнического оператором конкурса для региональных вузов.
Познакомиться с потенциалом ТПУ участники программы “Кадры для регионов” смогли в октябре прошлого года в ходе организованного на его базе семинара. Представители вузов — победителей конкурса встретились с ректором и проректорами, обсудили вопросы проектирования и реализации образовательных программ в интересах промышленности, поработали в разных подразделениях ТПУ, где им представили лучшие наработки университета. Томские политехники помогли участникам конкурса в создании их дорожных карт.
Сегодня в Центр сопровождения сетевых проектов ТПУ стекается вся информация, связанная с реализацией программы. На центр возложены функции мониторинга и контроля за выполнением вузами-победителями условий конкурса. В течение 2014 года сотрудники центра побывали практически у всех участников программы, чтобы на месте познакомиться с положением дел. Через официальный сайт конкурса (http://regionvuz.ru/) в ежедневном режиме осуществляется консультационная и информационная поддержка вузов.
— Для победителей конкурса “Кадры для региона” полученные федеральные субсидии стали не просто подспорьем, а хорошим фундаментом для рывка в своем развитии, — говорит заместитель начальника Управления программ развития ТПУ Сергей Замятин. — По отчетам, поступающим к нам, мы видим: вузы уже почувствовали “вкус” новых возможностей и сегодня собирают первые плоды от вложенных в реализацию своих проектов средств и усилий.
У каждого вуза — своя специ­фика и свои приоритеты. Так, Оренбургский государственный университет (ОГУ) сосредоточился на вопросах повышения качества подготовки кадров по трем приоритетным направлениям развития Оренбургской области: машиностроение, электроэнергетика, строительный комплекс. Для реализации проекта университет привлек крупнейшие предприятия региона: ОАО “ПО “Стрела”, КБ “Орион”, ОАО “Завод бурового оборудования” и др. В интересах партнеров ОГУ в текущем году разработал или переработал девять образовательных программ, создал новые лаборатории. Закуплено современное оборудование для обеспечения учебного процесса. Свыше 70 сотрудников университета повысили свою квалификацию в ведущих российских вузах и на предприятиях.
Липецкий государственный технический университет разработал свой проект в содружестве с основным работодателем региона — ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат” (“НЛМК”), а также в сотрудничестве с предприятиями машиностроительного комплекса: ООО “Йокохама Р.П.З.”, ЗАО “Индезит Интернешнл”, ООО “Бекарт Липецк”, ООО “ПК Рационал”. На средства субсидии, в частности, было закуплено оборудование для специализированного компьютерного класса, которое позволяет в режиме on-line проводить практические занятия со студентами на базе реальных производственных технологических комплексов ОАО “НЛМК”. В интересах предприятий-партнеров разработаны и модернизированы три программы прикладного бакалавриата, две — академического бакалавриата и одна — специалитета.
Владимирский государственный университет в рамках реализации проекта ведет разработку и модернизацию 9 программ бакалавриата и 11 магистратуры, 13 программ дополнительного профессионального образования. Созданы пять базовых кафедр на ведущих предприятиях региона: ФГКП “Государственный лазерный полигон “Радуга”, ООО “Новые технологии лазерного термоупрочнения”, ЗАО “РОСТ-ПЛЮС”, ОАО “Владстройконструкция”, ЗАО “Компания “СТЭС-Владимир”.
Амурский государственный университет сосредоточил усилия на стратегических направлениях развития экономики региона — электроэнергетике и горно-металлургической промышленности. Среди партнеров вуза энергетические компании ОАО “РусГидро”, ОАО “Дальневосточная распределительная сетевая компания”, ОАО “Федеральная сетевая компания Единой энергетической системы”, ОАО “Гидроэлектромонтаж”, ведущие производители золота в России — Группа компаний “Петропавловск”, ОАО “Прииск Соловьевский” и др.
Курганский государственный университет (КГУ) реализует проект “Инженерные кадры Зауралья”, предусматривающий глубокую актуализацию пяти образовательных программ подготовки кадров для предприятий машиностроения, в частности “Оборудование и технология сварочного производства”, “Технология машиностроения” и др. КГУ является единственной образовательной организацией в регионе, осуществляющей подготовку кадров по этим направлениям.
Участники работ в своих отзывах признают: программа “Кадры для регионов” — хороший шанс для того, чтобы вый­ти на новый уровень.
Елена Цублова, начальник научно-исследовательского управления Брянской государственной инженерно-технологической академии:
— Наш вуз получил возможность стать “кузницей кадров” для региона, в котором он находится. Выбрав академию, Министерство образования и науки Российской Федерации сочло ее самой перспективной для экономического развития Брянщины. Проект хорош именно тем, что позволяет не только лучше готовить кадры, но и развиваться самой академии.
Наталья Савина, проректор по учебной работе Амурского государственного университета:
— Благодаря проекту стало возможным участие предприятий-партнеров в подготовке специалистов, адаптированных под задачи компаний, совместные инвестиции в материально-техническое обеспечение образовательного процесса. Повышение качества обучения и практикоориентированности образовательных программ — основной результат реализации проекта.
Как отмечают многие участники программы, вузы значительно укрепили свои отношения с предприятиями и организациями, стали лучше учитывать их запросы и мнения о содержании образовательных программ и учебных планов, получили импульсы для развития новых направлений и профилей подготовки специалистов в соответствии с реальными потребностями экономики своих регионов. Они действительно перешли для предприятий в категорию партнеров, поскольку впервые за многие годы шли к промышленникам не с просьбами о помощи и материальной поддержке, а со своими идеями, предложениями, проектами и со своими деньгами. В этом один из главных предварительных итогов реализации программы “Кадры для региона”. В 2015 году действие программы будет продолжено.

На снимке: студенты Липецкого государственного технического университета работают на оборудовании, полученном в рамках программы “Кадры для регионов”.

Сергей НИКИФОРОВ

Фото предоставлено пресс-службой ТПУ

Нет комментариев