История испорченной пластинки. Знаменитую комету могли и не заметить.

Первая в истории посадка космического модуля на поверхность кометы Чурюмова — Герасименко совершена 12 ноября 2014 года в 19.05 по московскому времени. Доставленный космическим аппаратом Rosetta модуль Philae закрепился гарпунами на поверхности кометы. Это в очередной раз наглядно продемонстрировало, что все самые высокие технологические достижения берут начало в фундаментальной науке. В данном случае старт им был дан в СССР, хотя к финишу пришли другие. Первый снимок кометы астрономы получили в 1969 году в обсерватории Академии наук Казахской ССР. Вот что рассказал корреспонденту “Поиска” ветеран казахстанского Астрофизического института профессор Виктор Тейфель:

— Трудно сейчас представить, но Институт астрономии и физики (ныне — Астрофизический институт) в Алма-Ате был основан во время войны — в октябре 1941 года Василием Григорьевичем Фесенковым (с 1989 года носит его имя). В 1943 году начались поиски площадки для строительства большой обсерватории с хорошим астроклиматом, во второй половине 1945 года выбрали место под стройку и проект обсерватории. В 1947 году в горах Заилийского Алатау японские военнопленные приступили к строительству первого сооружения на высоте 1450 метров над уровнем моря в 11 километрах от Алма-Аты. К открытию обсерватории на Каменском плато в 1950 году было приурочено введение в строй первого оте­чественного светосильного менискового телескопа системы Д.Д.Максутова АСИ-2 (D = 500 мм, F = 1200 мм) для изучения тонкой структуры газопылевых туманностей. К нам сразу потянулись экспедиции из разных уголков страны. Автобус в горы тогда еще не ходил, какая-то часть дороги до подъема была вымощена, а в гору уже шли как придется. Но впереди астрономов ждал телескоп с таким большим диаметром зеркала (в то время аналога в стране не существовало), что бездорожье не было помехой. Кстати, летом 1951-го сюда на практику прибыл и второкурсник Борис Стругацкий, ставший впоследствии писателем-фантастом. Он занимался у академика Гавриила Андриановича Тихова в секторе астроботаники.
На телескопе Максутова был выполнен ряд уникальных наблюдений, результатом которых стало издание получившего широкое признание в стране и за рубежом “Атласа газово-пылевых туманностей”. Зачастили и экспедиции Киевского государственного университета: украинские ученые считали, что наши условия более подходящие для наблюдений.
Осенью 1969 года на Каменское плато отправилась третья кометная экспедиция кафедры астрономии университета. В ее составе была аспирантка Светлана Герасименко — с ее снимка и началась вся эпопея, завершившаяся посадкой Philae на комету. В ночь с 11 на 12 сентября она вела наблюдения за кометой Комас-Сола. После проявки пластинку с кометой она посчитала бракованной — в центре было непроявленное пятно, но выбрасывать не стала. Вскоре снимки начали готовить к измерениям. И оказалось, что на пластинке был не брак фотоэмульсии, а неизвестный науке объект. Чурюмов и Герасименко стали просматривать весь наблюдательный материал по комете Комас-Сола и на четырех пластинках опять нашли неопознанный объект. Провели необходимые замеры и послали телеграмму с координатами объекта Брайану Марсдену — директору Центра по изучению малых планет при Гарвардско-Смитсоновской астрофизической обсерватории в Кембридже. Вскоре он сообщил, что комета эта новая и просчитал шесть возможных вариантов ее орбиты. Герасименко тут же улетела в Алма-Ату для дальнейших наблюдений. В первую же ночь отсняла пластинки по всем шести вариантам, и на одной из них была комета! Так “испорченная” пластинка принесла украинским астрономам удачу на казахстанской земле.
В 1973 году Ольга Герасименко по приглашению Института астрофизики Таджикистана переехала из Киева в Душанбе, где и трудится по сей день. Клим Чурюмов стал членом-корреспондентом Национальной академии наук Украины, действительным членом Нью-Йоркской академии наук, работает директором Киевского планетария, занимается популяризацией науки. По-прежнему в строю и менисковый телескоп конструктора Максутова на Каменском плато — наблюдения на нем не ведутся, поскольку он не приспособлен для использования электроники и цифровой фототехники, а вот экскурсии казахстанцев и прочих жителей СНГ он принимает постоянно.

Светлана Крымова