Поиск - новости науки и техники

Возможности по потребностям. В подготовку нужных строительной отрасли кадров включаются работодатели.

Летом прошлого года Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (ПГУАС) стал одним из 14 победителей открытого публичного конкурса Минобрнауки России “Кадры для регионов”, направленного на поддержку проектов подготовки высококвалифицированных кадров для предприятий и регионов (подробнее о конкурсе см. “Обязаны делиться”, “Поиск” №47, 2014). Что же уже удалось сделать? Что можно считать главным достижением этого года?
Современное строительство – достаточно высокотехнологичная отрасль, в которой все шире используются новые материалы и передовые технологии, поэтому ей требуются специалисты высокой квалификации.
Реализация проекта “ПГУАС – региональный центр повышения качества подготовки высококвалифицированных кадров строительной отрасли” позволит к 2016 году обеспечить более 60% потребности Пензенской области в таких специалистах, при этом ежегодный рост объемов строительства в регионе должен составлять 10-11%. Проект предусматривает работу по нескольким направлениям: разработка нового учебно-научного обеспечения образовательных программ для бакалавров и магистров, программ переподготовки и повышения квалификации, оснащение новых лабораторий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава.

На новом уровне
На улучшение лабораторной базы университета было направлено свыше 60% средств проекта. Многие лаборатории просто преобразились.
Так, на кафедре инженерной экологии для учебной лаборатории “Экология и безопасность в техносфере” был приобретен лабораторный комплекс для мониторинга биосистем и окружающей среды. Теперь студенты не только теоретически, но и на практике изучают, как влияет техносфера на окружающую среду и на состояние здоровья человека. Квалифицированным специалистам в области охраны окружающей среды и безопасности труда без таких знаний и навыков сегодня не обойтись.
Кафедра механики получила уникальный стенд для проведения целого комплекса лабораторных работ по общетехническим дисциплинам “Сопротивление материалов” и “Техническая механика”.
Для архитектурного факультета была оборудована макетная мастерская 3D-моделирования и введен в эксплуатацию лабораторный комплекс “Архитектурное макетирование”.
На кафедру геотехники и дорожного строительства приобретены два автоматизированных испытательных комплекса “АСИС” для проведения учебно-лабораторных исследований механических свойств дисперсных грунтов. Важно, что это оборудование может использоваться не только для проведения лабораторных работ и научных исследований, но и для выполнения хоздоговорных работ по заказу предприятий строительной индустрии.
На кафедре строительных конструкций появились новые лабораторные комплексы для динамических испытаний строительных конструкций и испытания бетонов и горных пород. Это оборудование позволяет фиксировать частотные колебания элементов при действии нагрузки, в автоматизированном режиме наблюдать диаграмму нагружения и общую картину напряженного состояния строительных конструкций.
Лабораторный комплекс, которым оснастили лабораторию “Метрологическое обеспечение в строительстве” кафедры управления качеством и технологии строительного производства, предназначен для обучения современным технологиям контроля линейно-угловых параметров образцов деталей и для выработки навыков работы с универсальными ручными средствами измерения с цифровой индикацией. Использование интерфейсов связи с персональным компьютером и специального метрологического программного обеспечения позволяет обучать студентов методике автоматизированного анализа качественных показателей изделий, применению статистических методов обработки результатов измерения и формированию отчетов по результатам контроля.
Учебная лаборатория кафедры водоснабжения и гидротехники пополнилась лабораторными комплексами “Гидравлика”, “Гидростатика” и “Механика жидкости”. Здесь будущие специалисты изучают методы определения расхода воды и режима течения жидкости, учатся исследовать характеристики трубопроводов при различных режимах течения.
Пришли к пониманию
В 1990-е годы поступление средств из федерального бюджета на развитие высшего образования сократилось. Но в последнее время ситуация изменилась: созданы федеральные, выделены национальные исследовательские университеты с дополнительным финансированием из государственного бюджета. Между тем вузам, занимающимся подготовкой специалистов для своих регионов, задачу оснащения учебных лабораторий современным оборудованием долгое время приходилось решать самостоятельно. Программа “Кадры для регионов” помогла региональным вузам модернизировать многие лаборатории. Однако были достигнуты и другие, не менее значимые результаты.
Работу по организационно-техническому сопровождению конкурса “Кадры для регионов” Министерство образования и науки РФ не случайно поручило провести Национальному исследовательскому Томскому политехническому университету: этот вуз имеет большой опыт по организации взаимодействия и сотрудничества с крупнейшими российскими промышленными компаниями.
– Обновление учебно-лабораторной базы вузов было необходимо, но все-таки главная задача этой программы – призвать работодателей вкладывать средства в будущее, заставить их задуматься над тем, какие специалисты им понадобятся через несколько лет, – говорит ректор ПГУАС Юрий Скачков. – Сегодня, какую отрасль ни возьми, большинство работодателей недовольны качеством подготовки выпускников вузов, которые приходят к ним работать. Однако при этом они не могут четко сформулировать, какие специалисты им нужны, и не готовы платить за их подготовку. Во всяком случае, у нас в строительной отрасли было именно так. Программа “Кадры для регионов” позволила переломить эту тенденцию. Она дала возможность вузам в регионах заниматься модернизацией материально-технической базы, а работодателям – получать нужных им специалистов.
Свой проект ПГУАС выполняет совместно с 21 предприятием Пензенской области. На каждом создана базовая кафедра университета. Все предприятия участвуют в софинансировании, их вклад – 20% от общей суммы субсидии. Но дело не только в деньгах. Главное – укрепилось взаимодействие, выросло взаимопонимание между образовательным учреждением и бизнесом.
За предприятиями-партнерами закрепляются студенты магистратуры (программы которой разработаны в рамках проекта). Пока работодатели берут немного – 10-15 человек, выплачивают им стипендию (к слову, для Пензенской области немаленькую). Магистранты проводят на предприятиях большую часть своего учебного времени – там есть учебные классы и все условия для освоения конкретных технологий. А работодатели имеют возможность присмотреться к студентам и лучшим после окончания учебы предложить постоянную работу. Магистранты ПГУАС, обучающиеся по этим программам, получают действительно модернизированное образование, которое по форме отличается от традиционных лекций и лабораторных работ. Ключевой момент – студент-магистрант должен много заниматься самостоятельно. Предприятие дает направление, что изучать, университет предлагает методику – как это лучше сделать.
– Работая вместе с предприятиями-партнерами, мы начали понимать, что же именно надо давать студентам, – продолжает ректор. – Работодатели смогли сформулировать свои требования, причем для каждого предприятия они оказались свои. Кстати, и мы, и наши партнеры, критиковавшие Болонскую систему, теперь убеждаемся в том, что двухуровневое образование для нас выгоднее, чем моноуровневое. Действительно, база нужна всем инженерам общая – и ее будущие специалисты получают в бакалавриате. А магистратура, предполагающая углубленную подготовку, дает нам возможность уделить максимум внимания конкретному предприятию.
В рамках проекта в основном модернизируются уже существующие образовательные программы – с учетом того, что требуется предприятиям-партнерам вуза в регионе. Причем определяют новое содержание сами предприятия. “А мы следим, чтобы оно соответствовало образовательным стандартам, – добавляет Ю.Скачков. – Ведь всем работодателям хотелось бы, чтобы студент больше внимания уделял специальным предметам, а, скажем, история и философия, на их взгляд, не обязательны. Но без гуманитарных предметов не обойтись – иначе это уже не высшее образование”.
Придали ускорение
И еще один эффект от реализации этого проекта отмечает ректор:
– Мы поняли, что способны на большее. Начали с оснащения лабораторий оборудованием, необходимость которого была заявлена в этом проекте. Но в ПГУАС ведь ведется подготовка специалистов не только по строительным дисциплинам. Среди направлений подготовки, которые предлагает сегодня вуз, – техносферная безопасность, эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов, экономика… Благодаря участию в программе “Кадры для регионов” в ПГУАС активизировалась работа и по другим направлениям подготовки. Мы начали находить софинансирование для модернизации образовательных программ, не входящих в проект. Главный итог его реализации сегодня – то, что наши усилия принесли реальные результаты, и останавливаться на достигнутом уже не хочется.

Только факты

С сентября 2013 по октябрь 2014 года на средства проекта:

разработано и внедрено 36 основных образовательных прог-рамм, 399 рабочих программ по дисциплинам;
подготовлено 40 учебных пособий и свыше 100 методических указаний к практическим занятиям;
60 преподавателей, в том числе 7 в возрасте до 35 лет, прошли курсы повышения квалификации в ведущих университетах России;
полностью переоснащен мультимедийный центр ПГУАС, с установкой мультимедийных видеоконференц-платформ и сенсорных интерактивных панелей;
отремонтировано 12 аудиторий и лабораторий университета общей площадью около 800 кв. м;
приобретено уникальное лабораторное оборудование для кафедр университета.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото предоставлено центром маркетинга
и непрерывного
образования ПГУАС

Нет комментариев