Осенняя. Жаркая. Наша. Пять высших наград завоевала российская сборная на Олимпиаде по робототехнике.

В течение трех дней в олимпийском парке Сочи проходил Международный форум инноваций “Дни робототехники”, организованный Министерством образования и науки РФ при поддержке министерств промышленности и торговли, связи и массовых коммуникаций, а также администрации Краснодарского края. Эти дни вместили в себя массу событий…
Игра по-нашему
Было все: и слезы радости от побед, и горечь поражений, удачи и ошибки шли рука об руку. Болели за участников неистово, похлеще иных соревнований зимней Олимпиады. “Россия! Россия!” — сотрясало своды сочинского Медиацентра. Да так, что закладывало уши. Судьи с трудом пробирались к игровым полям… К слову, сборная нашей страны завоевала пять комплектов медалей.
Вот только, в отличие от взрослых олимпийцев, здесь борьбу за медали вели машины. Роботы эмоций не испытывают, но в наэлектризованной эмоциями атмосфере даже их электрические цепи давали сбои. Что уж говорить о создателях — девчонках и мальчишках, юношах и девушках. Именно они на три дня стали настоящими хозяевами холлов, залов и спортивных площадок сочинского Медиацентра. Крупнейшая за последние 11 лет Всемирная Олимпиада по робототехнике собрала 373 команды из 47 стран — всего более 3 тысяч участников и свыше 15 тысяч гостей.
Параллельно Олимпиаде проходил открытый робототехнический фестиваль “РобоФест-Юг”, организованный Фондом Олега Дерипаски “Вольное дело” и администрацией Краснодарского края. Более 400 школьников и студентов из восьми регионов России собирали роботов, делились опытом, слушали лекции, знакомились с работами сверстников из других стран.
Обеспечить смычку
В рамках одного из направлений форума особое внимание было уделено важнейшим вопросам подготовки инженерных кадров современной России. Ученые и изобретатели, преподаватели и руководители вузов, НИИ и конструкторских бюро, министры и работодатели делились своим видением ситуации, подходами к решению задач, проблемами и рисками, стоящими на этом пути.
— Мы должны прививать любовь к интеллектуальному труду, техническому творчеству, не в вузах, а гораздо раньше — со школьной скамьи, — постоянно подчеркивал на разных площадках встречи министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. — Формы и методы тут могут быть самыми разными, в рамках общего и дополнительного образования, программу которого приняло правительство. В кружках технического творчества, летних лагерях, на тематических олимпиадах… Министерство, со своей стороны, готово поддерживать любые интересные начинания методическими рекомендациями, распространением лучшего опыта, совершенствуя правовое поле. Главное — выстроить систему подготовки от дошкольного учреждения через школу и вузы до конкретных компаний, фирм и предприятий, связав их в единую сеть…
Что же с этой точки зрения продемонстрировал форум?
Известно, что любое творчество начинается с игры. Отечественные магазины заполнены нынче всевозможными конструкторами. И для самых маленьких, и для взрослых. В массе своей — китайского производства. А что отечественный производитель? Оказывается, он есть, и вполне конкурентоспособен, в чем можно было наглядно убедиться в выставочной зоне Медиацентра. На рынок выходят как небольшие инновационные фирмы, предлагающие свои оригинальные разработки, так и высшие учебные заведения, научно-исследовательские организации, например Армавирская государственная педагогическая академия, ГНЦ РФ “Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики”, Робототехнический центр “Сколково” и др. Разработки таких организаций, что очень важно, встроены в учебные программы, являясь их неотъемлемой частью. По словам главы исполнительной дирекции форума, президента Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонины Цицулиной, Минпромторг, со своей стороны, намерен поддержать российских производителей оборудования для образовательной робототехники, компенсируя до 100 процентов затрат.
Таким образом, проблемы, что собирать или из чего собирать, в России не существует. Но ведь сам по себе этот факт не является основополагающим в той цепочке, о которой говорил Дмитрий Ливанов.
— Должна быть выстроена единая система, — считает ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, которому прямо на форуме предложили возглавить специальный координационный совет при Минобрнауки РФ (идея его создания родилась также во время дискуссий и получила поддержку со стороны министерства). — Полностью согласен с Дмитрием Ливановым о необходимости ранней профориентации. Все проекты, которые реализуются на этом направлении, должны быть взаимоувязаны. А вузы в цепочке “школа — высшие учебные заведения” должны играть важнейшую роль, предлагая пути и методы, развивающие инженерно-техническое творчество. К примеру, создавать у себя интерактивные музеи науки и техники, где ты не просто ходишь и смотришь на экспонаты, а видишь, образно говоря, некие “фокусы”: развлечение плюс образование.
Когда вам удалось привлечь, развлечь аудиторию, дальше должно идти развитие. Через что? У нас в вузе для этого есть специальные лаборатории, которые оснащены определенным оборудованием, в частности 3D-принтерами. Сюда приходят школьники, чтобы воплотить свои идеи в какие-то конкретные вещи. Пусть самые элементарные: сделать родителям подарок на Новый год, спроектировать и тут же напечатать какую-то фигурку. Следующий этап — создание более сложных вещей в области, скажем, робототехники, что широко представлено здесь, в Сочи. Это уже система управления, информатика. Наконец, работа в команде: определение лидера, выбор лучшей работы, установление взаимосвязей в коллективе…
По мнению Владимира Васильева, заниматься развитием данного направления должны студенты старших курсов, которые хотя и молоды, но уже имеют и профессиональные знания, и жизненный опыт:
— Они уже делают это у меня в университете. В таком подходе заинтересован сам вуз. Ведь в ходе общения со школьниками студенты рассказывают о вузе, о своей студенческой жизни, тем самым постепенно ориентируя ребят на дальнейший выбор жизненного пути. Вот вам реальная, конкретная “смычка”, как раньше говорили, высшего учебного заведения и школы. Конечно, это вовсе не снимает с повестки дня задачу подготовки в педвузах нового поколения педагогов, способных творчески подходить к обучению школьников. В кооперации с местными администрациями нужно создавать центры технического творчества — районные, городские, поселковые. Они могут появляться и при вузах. В некоторых, кстати, они уже действуют. Только выстроив систему, мы сможем готовить высококвалифицированные инженерно-технические кадры, нужные нашей экономике.
Готовы ли вузы к таким вызовам? “Да”, — говорит Владимир Васильев. “Да”, — считает директор — главный конструктор Центрального научно-исследовательского и опытно-конструкторского института робототехники и технической кибернетики Александр Лопота. “Да”, — убежден руководитель Робототехнического центра “Сколково” Альберт Ефимов.
Без команды мне не жить
Учащийся Саратовского лицея математики и информатики Александр Бочков приехал в Сочи благодаря программе “Лифт в будущее” благотворительного фонда “Система”. Проект, с которым он выступал в рамках форума молодежных инноваций, заинтересовал корреспондента “Поиска” своей темой: “Фильтрация Интернета и печатных СМИ”. Как рассказал нам Александр, идея исследования появилась в летнем лагере, где он с друзьями анализировал статистику запросов, с которыми обращаются дети к поисковым системам “Яндекс” и “Google”:
— Несколько лет мы в лицее выпускали журнал, но после возвращения из лагеря возникла идея выпускать газету. Так мы стали заниматься и печатными СМИ. Все этапы проекта консультирует мой научный руководитель Ксения Гничко, которая сама когда-то воспользовалась “Лифтом в будущее”, а сейчас реализует свои идеи в фирме “Кибернетик”…
На пленарном заседании молодежных инновационных проектов форума свои разработки защищали несколько команд. Масштабы проблем, которые пытаются решить ребята, поражали. Как вам, например, проект повышения эффективности космической отрасли? Или, скажем, проект “Иносфера”, затрагивающий фундаментальные основы информационного пространства? В ходе его обсуждения авторам были сообщены координаты ученых из РАН, которые занимаются схожей проблематикой и вполне могут дать дельные советы молодежи. Внимание аудитории привлек и проект Rosslon, направленный на повышение прозрачности, эффективности транспортной логистики России, над которым работала команда из пяти федеральных округов. Впрочем, были представлены в Сочи и менее масштабные, но не менее любопытные работы: например, семнадцатилетний Серафим Уруков придумал для своих сверстников интернет-игру, а студенты Южного федерального университета вместе со старшеклассниками создали беспилотник на солнечных батареях…
Богата талантами Россия
В ходе пленарного заседания и панельных дискуссий обсуждалась лишь малая толика работ, ведущихся по программе благотворительного фонда “Система”. В рамках форума проходили мастер-классы, на которых таким же юным изобретателям, как Саша Бочков, научные руководители “Лифта в будущее” рассказывали о секретах формирования проектов, выбора наиболее актуальной тематики, поиска путей коммерциализации своих разработок.
Подобных инициатив, рассчитанных не только на школьников, но и на студентов, молодых исследователей, в России немало. Плюс всевозможные инициативы на местах. Следовательно, механизмы развития технического творчества у нас есть. Они постоянно видоизменяются, подстраиваясь под текущие реалии, расширяются, совершенствуются. Например, Роскосмос совместно с Минобрнауки РФ разработал программу “Космос — детям”, в рамках которой намечено создать сеть центров космических услуг, проводить тематические олимпиады и летние лагеря (в нынешнем году впервые в летнем лагере “Артек” прошла “космическая” смена). А в Казани уже открыт “Дом занимательной техники”, который сразу же завоевал большую популярность у молодежи.
В поисках социального партнерства
Форум в Сочи показал, что дефицита всевозможных развивающих игр и конструкторов в России нет. Механизмов развития технического творчества — предостаточно. Талантливой молодежи (и “Дни робототехники” — яркое тому подтверждение) — много. При этом высококвалифицированных инженерно-технических кадров стране до сих пор тотально не хватает. Еще хуже дела обстоят с рабочими кадрами. Как же так? Отбросим пресловутые утверждения об отсутствии у молодежи интереса к естественным наукам. Да, вузы по-прежнему переполняют потенциальные юристы, менеджеры, банкиры. Но те же Саша Бочков, Серафим Уруков, а также тысячи и тысячи их сверстников по всей России собираются связать свою жизнь с инженерией и техникой…
В 1990-е годы многое было разрушено, потеряно, признал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов на встрече с работодателями в Сочи. По его мнению, нужен ребрендинг системы среднего специального образования, которая должна стать привлекательной для молодежи. Ведь сегодня, согласно приведенным им данным, 40% выпускников вузов работают на должностях, не требующих высшего образования. Получается, государство зря потратило на их подготовку средства. Иными, по своей сути, должны стать специализированные училища, готовящие кадры рабочих специальностей. Наконец, необходимо шире использовать в рамках бакалавриата практико-ориентированные программы. Как считает Дмитрий Ливанов, минимум один год при подготовке бакалавров должен уделяться конкретной практической работе. Однако усилия только лишь Минобрнауки не помогут устранить столь важную и многоплановую проблему подготовки современных инженерно-технических кадров. Здесь требуется активное сотрудничество с регионами и работодателями — пришло время налаживать социальное партнерство.

Станислав ФИОЛЕТОВ
Фото автора

Нет комментариев