Поиск - новости науки и техники

Тип и ТОП. Какие вузы попадают в мировые рейтинги?

Как считает главный редактор мирового академического рейтинга Times Higher Education World University (THE) Фил Бейти, Россия устойчиво прогрессирует “в своем стремлении повысить конкурентоспособность ведущих вузов в мировом масштабе”. Такая оценка прозвучала недавно в Москве, на Саммите университетов БРИКС и других активно развивающихся экономик мира, где были оглашены результаты очередного рейтинга вузов BRICS & Emerging Economies Rankings, подготовленного экспертами THE. Впервые подобное исследование было проведено только в прошлом году, однако претендент на устойчивое лидерство уже определился: это Китай, количество университетов которого в Топ-100 выросло с 23 до 27 и остается наиболее весомым по сравнению с другими странами.
В общей сложности рассматривались данные вузов 22 стран по пяти основным критериям, включая образовательную и исследовательскую деятельность, цитирование, доход и позиции в международном сообществе. В итоге в рейтинг вошли университеты 18 стран. В этом году методология несколько изменилась: сокращен с 200 до 100 требуемый минимальный объем опубликованных научно-исследовательских работ, что повлекло за собой уменьшение необходимого показателя цитирования с 30 до 20%. Это, как отметили эксперты, в немалой степени способствовало продвижению в BRICS & Emerging Economies Rankings ряда отечественных университетов.
Саммит – совместное мероприятие Проекта повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100) и Times Higher Education. По сравнению с прошлым годом вузы РФ заметно увеличили свое присутствие в Топ-100 данного рейтинга THE на 2014-2015 годы – с двух до семи университетов. В числе “новичков” оказались и участники Проекта 5-100.
В пятерку лидеров вслед за китайскими университетами Пекинским (Peking University) и Синьхуа (Tsinghua University), турецким Средне-Восточным техническим университетом (Middle East Technical University) и южно-африканским Кейптаунским (University of Cape Town) вошел российский МГУ, поднявшись на 5-е с прошлогоднего 10-го места. Комментируя это достижение, ректор МГУ Виктор Садовничий отметил рост показателей университета по всем критериям и наиболее значительное увеличение баллов по исследованиям и цитируемости. Несколько улучшил свои рейтинговые показатели и Санкт-Петербургский государственный университет, переместившийся с 67-го на 64-е место.
Настоящим прорывом в рейтинг стало появление сразу на 13-й позиции Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” (НИЯУ МИФИ). На третьем месте среди российских вузов по числу набранных баллов – Новосибирский государственный университет (34-я позиция в Топ-100). Еще одним участником Проекта 5-100 (как и НИЯУ МИФИ), впервые вошедшим в рейтинг THE, стал Московский физико-технический институт (государственный университет) (МФТИ), занявший 60-е место. На 70-й и 90-й позициях разместились Уфимский государственный авиационный технический университет и Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана.
Особенности развития университетов БРИКС и развивающихся стран, перспективы роста конкурентоспособности их систем высшего образования в глобальном масштабе обсуждались в ходе Дня российских университетов, состоявшегося в рамках программы саммита на площадке Национального исследовательского университета “Высшая школа экономики” (НИУ ВШЭ). Его участниками стали более 50 представителей зарубежных университетов и более 60 представителей российских.
Научный руководитель Института развития образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин подчеркнул, что определение уникальных особенностей позволит понять и степень имеющихся возможностей “для опережающего, ускоряющегося движения в отношении университетов мирового класса”. По его словам, в последние два десятилетия наши страны столкнулись с двойным вызовом: с одной стороны, резко расширился охват населения высшим образованием, а с другой – встала задача формирования группы глобально конкурентоспособных университетов, призванных обеспечить своим государствам конкурентоспособность в новом технологическом укладе мировой экономики.
В отличие от стран с эволюционным развитием образовательных систем, где ведущую роль в этом процессе играл негосударственный сектор, у нас она сегодня принадлежит государству, которое вынуждено одновременно обеспечивать как доступность высшего образования, так и его качество. Сегментации этой сферы с выдвижением групп ведущих университетов активно способствует политика поддержки вузов. Она включает не только значительные финансовые вложения, но и постановку задач, которые “шире естественного контура” их деятельности. Наш Проект 5-100 – один из примеров программ, призванных ускорить рост блока наиболее эффективных университетов.
За счет чего развивающиеся страны могут достичь ускоренного роста качества университетского образования? Этот вопрос, считает Исак Фрумин, остается открытым. Есть экспертное мнение, что естественный двигатель ускорения – быстрый рост экономик. Вместе с развитием университетов этот фактор дает синергетический эффект.
Необходим также, по мнению И.Фрумина, “серьезный и честный ответ” и на вопрос о том, возможно ли формирование нового типа университета мирового класса, модель которого будет отличаться от доминирующей ныне англо-саксонской. Вероятно, появятся специфические типы университетов, которые смогут такую модель реализовать.
Участники саммита констатировали, что, повышая свою глобальную конкурентоспособность, университеты наших стран все активнее развивают взаимодействие друг с другом. “Амбиции университетов стран БРИКС заключаются в том, чтобы конкурировать с такими ведущими университетами, как, например, Стэнфорд и Гарвард, не просто ориентируясь на них, но задавая собственные стандарты”, – заявил ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Согласно его оценке, потенциал такого сотрудничества на витке бурного развития экономик весьма велик, а у создающегося сегодня сетевого университета БРИКС хорошие перспективы. Свой шаг в направлении налаживания горизонтальных связей сделала в рамках саммита и НИУ ВШЭ, заключив соглашение о сотрудничестве с бразильским Университетом штата Кампинас. Помимо этого, принято решение о выделении квот для обучения в Вышке в течение двух ближайших лет порядка 100 студентов из Бразилии по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры.
Ректоры ведущих вузов России, делясь с коллегами опытом повышения конкурентоспособности своих университетов, подтвердили продуктивность усиления такого направления  деятельности, как интернационализация. Выяснилось также, что уже сейчас лидеры отечественного образования на некоторых направлениях своего развития достигают результатов, уникальных даже по мировым меркам. К примеру, в МФТИ создана широкая сеть базовых кафедр и лабораторий как в институтах РАН, так и в индустриальных центрах. По словам ректора университета Николая Кудрявцева, сегодня только 5% выпускников и аспирантов готовят свои научные работы в вузе, остальные – у партнеров. Ярослав Кузьминов, со своей стороны, обратил внимание на такую особенность Физтеха, как обучение старшекурсников в НИИ и технологических бюро. “Такого рода модели нигде в мире не реализованы в подобном масштабе”, – подчеркнул он.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта rosnou.ru

Нет комментариев