Территория УрГИ

Нынешней осенью свое 20-летие отметил Уральский гуманитарный институт — негосударственный вуз, работающий в Екатеринбурге. Любой юбилей — прежде всего повод, чтобы осмыслить пройденный путь, понять, верно ли он выбран, и оценить потенциал развития. Что в данном случае важно вдвойне — в свете распространенного нынче мнения, будто в стране выдается слишком много “гуманитарных” дипломов, а негосударственные вузы дают неважное образование. Возможно, последнее отчасти и справедливо, но ключевой вопрос в том, где и как именно его дают. И в этом плане к опыту УрГИ есть смысл присмотреться повнимательнее.

Об истоках
УрГИ создан в 1994 году группой энтузиастов новых форм образования во главе с доктором исторических наук Михаилом Денисевичем по инициативе трех институтов Уральского отделения РАН (Институт истории и археологии, Институт философии и права, Институт экономики) и крупнейшего технического вуза России УГТУ-УПИ (ныне — Уральский федеральный университет). То есть уже с самого начала это был креативный, прорывной проект, нацеленный на объединение академических сил с вузовским сообществом. Отсюда — уровень преподавательского состава: уже в первые годы его треть — ведущие специалисты институтов УрО РАН, и занятия с академиками, членами-корреспондентами для студентов обычное дело. Отсюда — возможности разрабатывать самые серьезные и актуальные для российского общества научные и практические темы.
Непременно по-современному!
Учат здесь как раз по тем специальностям, число обладателей которых в стране как будто избыточное: на юристов, психологов, менеджеров, переводчиков, экономистов. Все выпускники УрГИ хорошо трудоустраиваются, претензий к их квалификации нет, отзывы положительные, а работодатели еще с осени делают заявки на выпускников, чтобы отобрать лучших из лучших. Одна из главных причин — студенты уже с первых курсов получают конкретное представление, где и как они будут работать. Практико-ориентированное обучение — стратегическое направление образовательного процесса в институте. Это — конек УрГИ, его ниша, то, что отличает его от “родственных” учебных заведений.
Вот лишь несколько примеров тому в подтверждение. Будущие юристы с первых курсов занимаются в филиале кафедры конституционного и административного права в Уставном суде Свердловской области. Лекции и практические занятия ведут судьи Уставного суда. Партнерами кафедр юридического факультета, на базе которых проходят практические занятия, являются Избирательная комиссия Екатеринбурга, аппарат уполномоченного по правам ребенка Свердловской области. Здесь под руководством практиков студенты имеют отличную возможность погрузиться в проблематику реального правового поля.
Факультет практической психологии обучает специальностям и профилям, по которым в стране мало где можно получить образование: социально-психологическая реабилитация, перинатальная психология и психология родительства, психология и психотерапия семьи. С 2007 года при УрГИ плодотворно работает один из первых в стране Институтов семьи, который не только проводит научные исследования, издает свой журнал, но и оказывает практическую помощь в создании, укреплении и развитии студенческих семей.
Благодаря плодотворному международному сотрудничеству с французским Университетом им. Мишеля де Монтеня Бордо 3, институт занялся подготовкой специалистов по новому профилю “Креативный менеджмент”. Издается научно-практический журнал, регулярно проводятся международные и российские конференции. Создан международный консалтинговый центр по креативному менеджменту.
XXI век — век информатизации, и институт идет в ногу со временем. Ведущие ученые УрГИ и УрО РАН инициировали разработку и внедрение новых моделей и технологий, направленных на переход от стандартного, информативного к технологическому и креативному образованию с базисной гуманитарной доминантой. Конечно, в некоторых случаях заменить живую лекцию и “бумажную” книгу трудно. Но в целом, хотим мы того или нет, в эпоху тотальной компьютеризации и растущих скоростей “оцифрованная” педагогика становится все актуальнее.
Поэтому лекций в традиционном понимании в институте читается мало. Зато тут есть великолепная электронная база из портфолио по 450 дисциплинам. Она включает и записи лучших лекций, и учебники, и особым образом организованные проверочные материалы. Каждый студент получает пароль к нужному ему курсу и может осваивать его где угодно: дома, в командировке, живя в другом городе, хотя лучше всего делать это, конечно, в институте, где мониторы побольше и условия покомфортнее.
“Таким образом, к каждой встрече с преподавателем студент может и должен быть подготовленным, — поясняет Михаил Денисевич. — Преподаватель получает возможность не тратить время на разъяснение общих мест “для всех”, а заниматься с каждым индивидуально, соответственно уровню знаний, способностей каждого студента. Это и есть приближение к творческому типу образования”.
Преимущества электронно-дистанционного способа обу­чения особенно ценят студенты северных регионов, с которыми у института давние и прочные связи. Благодаря им родилась и воплотилась в жизнь идея создания на северном Урале научно-образовательно-инновационного кластера, куда вошли инновационный центр, первый в регионе студенческий православный храм, первый за 59-й параллелью Ботанический сад.
Для свободного полета
Теперь — об условиях, в которых учатся студенты УрГИ (ведь еще одна распространенная претензия к негосударственным вузам — полное отсутствие таковых). Так вот, по отзывам многих искушенных людей, которые автор однозначно подтверждает, здание Гуманитарного института по адресу Комсомольская, 63 — одно из самых приспособленных и комфортных учебных зданий не только по екатеринбургским, но и по столичным меркам. Прекрасно оборудованные классы, центр дистанционного обучения, где преподаватель может общаться онлайн с аудиторией, находящейся за сотни километров, современная библиотека с огромным оцифрованным фондом — это обязательные составляющие учебного процесса.
А есть еще “необязательные”, но, по убеждению М.Денисевича и его команды, совершенно необходимые. А именно — комната психологической реабилитации для студентов, кроме спортивного, хорошо оснащенный тренажерный зал, наконец, уютное кафе “Bonappetit!” с хорошей кухней и вежливым персоналом. Все это создает атмо­сферу, суть которой красиво и точно определил академик Валерий Черешнев, оставив в книге почетных гостей такую запись: “УрГИ — дворец, в котором поражает не роскошь, а целесообразность, уют, комфорт и безопасность. Все здесь способствует свободному полету мысли”.
Свое 20-летие в УрГИ отметили международной конференцией “Человеческий капитал в обновлении России” с участием французских, белорусских, казахстанских специалистов. Как правильно употребить этот капитал, эффект от использования которого в нашей стране в разы меньше, чем в передовых государствах, как заставить его работать на будущее? Об этом и многом другом на пленарном заседании и трех круглых столах говорили философы, экономисты, медики, педагоги при активном участии студентов.
Есть надежда, что их рекомендации будут услышаны теми, кто принимает решения. Но уже сейчас ясно: двадцатилетний опыт УрГИ в плане накопления гуманитарного (производное от латинского humanus — “человеческий”) капитала очень востребован и, значит, полезен обществу. И вуз этот имеет большие перспективы, а именно — у него есть все шансы стать университетом третьего поколения, или 3G. Таким, где технологические знания и навыки становятся не меньшим приоритетом, чем собственно научные и “образовательные”. То есть университетом XXI века.

Алгоритм креатива
Задолго до принятия Федеральной целевой программы “Интеграция” в УрГИ провозглашен и детально разработан курс на интеграцию академической науки и высшего гуманитарного образования (1997 г.).
Создана Концепция подготовки специалиста, на 12 лет опередившая принятие Программы ГОС ВПО третьего поколения и основанная на всестороннем развитии личности студента с учетом воздействия глобальных процессов и вызовов (1998 г.).
Принята Хартия Малой гуманитарной академии для подготовки одаренных детей и школьников на основе разработанной модели всестороннего и ускоренного развития интеллектуального и личностного потенциала школьников, новых технологий, самообразования и саморазвития (1998 г.).
Совместно с Институтом истории и археологии, где под руководством академика В.В.Алексеева развивается научная школа модернизации России, ведется разработка нового направления — “Гуманитарное знание и образование в контексте модернизации России”.
Активно ведется разработка теорий, моделей и технологий перехода от информативного к технологическому и креативному образованию.
Институт выступил инициатором разработки нового проекта “Россия — страна передовых идей и новых технологий”, что обеспечило ему постоянное участие в международных выставках “Иннопром”.

Подготовил
Андрей ЮРЬЕВ
На снимке слева направо: председатель УрО РАН академик В.Чарушин, профессор М.Денисевич и академик В.Алексеев.
Фотоснимки
предоставлены УрГИ

Нет комментариев