Квант вдохновения. Физика окрылила художников.

Завершается перекрестный Год культуры Великобритании и России. Весь 2014 год страны реализовывали всевозможные проекты, делясь друг с другом лучшими своими проектами и богатым наследием. В программу, разработанную Британским Советом и Министерством иностранных дел РФ, вошло более 500 мероприятий.
В конце ноября Российский квантовый центр (Международный центр квантовой оптики и квантовых технологий — исследовательская организация, созданная под эгидой научно-технологического комплекса “Сколково”) и Британский Совет совместно с инновационной лабораторией цифрового искусства Future Everything (Манчестер) запустили особую программу по обмену опытом между Россией и Великобританией. Получился целый фестиваль — с выставкой, воркшопами и масштабной музыкальной программой.
Выставка “Квантовая запутанность” объединила работы представителей цифрового искусства, попытавшихся показать всю многогранность восприятия, которую позволяет увидеть квантовая физика.
Как объясняют физики, квантовая запутанность — квантово-механическое явление, при котором квантовые состояния двух или большего числа объектов оказываются взаимосвязанными. И остаются таковыми, даже будучи разнесенными в пространстве за пределы любых известных взаимодействий, что логически противоречит принципу локальности. Проще говоря, они смогут влиять друг на друга, даже если будут на расстоянии миллиона километров. Например, в 2008 году группе исследователей удалось разнести потоки запутанных фотонов на 144 километра и, вопреки расстоянию, наблюдать их связанность.
Свое видение сложнейшего физического явления художники выразили в арт-объектах, подготовленных специально к этой выставке. Экспозиция вышла по-настоящему нестандартной. В трех небольших залах выставочного и исследовательского центра Laboratoria Art&Science, уже получившего славу места, объединяющего науку и искусство, организаторы разместили пять прелюбопытных произведений.
На входе сразу попадаешь в зону “Визуальной неопределенности”, созданную коллективом художников Electroboutic. Посередине зала между абсолютно белыми стенами висит “волшебное стекло”. С его помощью, как утверждают авторы Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев, можно увидеть невидимое, заглянуть в новый “слой” реальности. Смотря через это стекло на белоснежные стены, видишь причудливо изменяющиеся красочные изгибы. Секрет — в особом покрытии стекла, состав его художники держат в тайне.
Дальше привлекает внимание интерактивная абстракция художника-инженера родом из Стамбула Мемо Актена. Молодой человек известен своими работами на весь мир. Его произведения находятся на грани абстрактного и образного. Он использует богатый арсенал — танец, звук, свет, цифровые скульптуры и многое другое — для культивирования у зрителя нового отношения к науке, природе, технике и культуре.
Представленная на выставке работа называется “Равновесие” — это интерактивный экран с изображением хрупкой конструкции, демонстрирующей момент гармонии среди хаоса. Посетитель может поучаствовать в этом процессе. К экрану с абстракцией можно прикоснуться, на нем есть два “аффектора”: передвинув их, зритель нарушит баланс, из-за чего начнется настоящий хаос. Но стоит минуту подождать — и система обретет новую форму, найдя новый баланс.
Рядом в маленьком кинотеатре “20HZ” идет необычный фильм — 3D-видеонаблюдение геомагнитной бури в верхних слоях атмосферы. Со всех сторон слышатся странные звуки — то грохот, то чириканье. Авторы “Semiconductor” — англичане Рут Джармман и Джо Герханд.
Замысловатым отечественным ответом английским творениям стала генеративная (то есть связанная с размножением, в данном случае — упущенных возможностей) инсталляция “1,4…19” от творческого объединения “Куда бегут собаки” из Екатеринбурга. В темной комнате стоит большой роботизированный лабиринт, его двери автоматически открываются и закрываются, а по коридорам бегает живая белая мышь. На стене — проекция лабиринта, с помощью которой зрители могут наблюдать за тем, какой путь выберет грызун. Главная идея этой работы — показать упущенные возможности. Каждый раз, выбирая направление, мышь упускает шанс пойти по другому пути. В ту же секунду на проекции появляется мышь-призрак — упущенная возможность, которая бежит своим путем.
Мы не будем рассказывать обо всех представленных на выставке работах — пусть что-то останется тайной и будет стимулом для того, чтобы увидеть все своими глазами. “Квантовая запутанность” закроется 25 января, а это значит, что возможность заглянуть туда еще не упущена.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев