Из чего строят отношения. От высшей школы ждут надежных контактов с зарубежьем.

То, что долгие годы в высшей школе звалось Всероссийским совещанием проректоров по международному сотрудничеству, теперь величают Семинаром-совещанием по проблемам развития международного сотрудничества в сферах образования, науки и инноваций. А проводят его Министерство образования и науки РФ совместно с Федеральным агентством по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничество), представителями Госдумы, Министерства иностранных дел РФ, Министерства экономического развития РФ на хорошо знакомой площадке Российского университета дружбы народов. Соответственно, к участию пригласили не одних проректоров “по международке”, а и ректоров вузов, и проректоров по науке, по инновационной деятельности, потому что все вместе эти люди отвечают за стратегическое развитие своих вузов, а значит, и огромных территорий, страны в целом. Как и в прошлом году, первый доклад делал заместитель министра образования и науки Вениамин Каганов. Но если в 2013-м его воспринимали как новенького (летом призван был на высокую должность), то в декабре 2014-го от него ждали уже внятных слов, куда двигаться, как быть. Презентация его зрительно стала ярче. А по содержанию? В прошлый раз он утверждал, что “на общем фоне российское образование и наука выглядят достойно”. Сегодня, опираясь на данные международных мониторингов PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) и TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), заявил, что Россия показывает средние величины по навыкам чтения и математической грамотности. Хуже, что к старшей школе, утверждает PISA (Programme for International Student Assessment), в возрасте 15 лет у российских подростков снижается способность применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Зал это нисколько не порадовало и не опечалило: данные были 2009 года. С тех пор столько воды утекло, столько границ затрепетало… Им бы внятный разговор о конкретных боях за иностранного платного студента, о планах Минобрнауки на этом направлении. А тут общие рассуждения. Словно министерство в растерянности: а как быть в нынешней ситуации?
В прошлом году на таком совещании акцентировали внимание на знании преподавателями английского языка, на необходимости иметь англоязычные сайты — мол, только там родители будущих абитуриентов из дальнего зарубежья могут узнать про вуз сами. А в этом советовали увеличить количество студентов, обучающихся по русскоязычным программам. То есть надо вернуться к довузовской подготовке, когда зарубежный студент сначала год учил русский язык? Получив на это деньги из гос-казны, почему бы нет? Веселая студенческая пора. Заплатив из собственного кармана? Вот тут многие задумаются, надо ли себе такое позволять.
Можно ли таким путем улучшить конкурентное позиционирование российского образования?
Еще, призывал замминистра, необходимо создавать программы для людей с ограниченными физическими возможностями и развивать систему поддержки одаренности. Все это надо делать, никто не спорит. Но комплексно, ибо, как верно заметил В.Каганов, “наличие пандуса еще не определяет готовность принять на обучение инвалида”. Но так ли это актуально в работе с международными абитуриентами? Мы своих-то детей с ограниченными возможностями не всех приобщили к профессиональному образованию…
Директор Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека МИД РФ Анатолий Викторов прямо заявил, что происходит переход к принципиально новому мироустройству, к полицентрической модели мира. Пусть пока из России не удалось сделать страну-изгоя, но ведь и усилия Запад не оставил. И не присоединение Крыма тому виной, а безудержное желание остановить развитие России. Что касается модного термина “мягкая сила”, означающего влияние информации, культуры и образования на внешнюю политику государств, то Викторов заявил, что во многих странах телеканал Russia Today становится популярнее BBC. Тем не менее нам надо восстанавливать связи с Кубой, африканскими государствами, странами BRICS, поддерживать сотрудничество с СНГ. И делать это следует, не забывая о сообществах людей, получивших высшее образование в вузах РФ и СССР. Викторов еще подчеркнул, что до населения в других странах надо доносить объективную информацию о России. Не надо искажать то, что у нас происходит. Надо повседневно продолжать бороться с неонацизмом, утверждать семейные ценности.
Заявленного в программе Константина Косачева, руководителя Россотрудничества, как обычно, заменила его заместитель Лариса Ефремова. Она подробно рассуждала о специфике воздействия инструмента “мягкая сила”, о том, что этот инструмент подчас тупится об информацию, которую излагают о стране в СМИ. Например, Ефремова заметила: “Не скажу, что все, что о нас говорят, — неправда, но это — не вся правда. Как известно, иногда полуправда хуже лжи. Прежний посол Швейцарии в России сказал как-то, что он еще никогда не был в стране, имидж которой расходился бы в такой степени с действительностью. Репутация России значительно хуже, чем она есть на самом деле”. Таким образом, считает Ефремова, ключевой задачей “мягкой силы” можно считать, прежде всего, устранение гуманитарных барьеров.
Россотрудничество, работающее более чем в 81 стране мира, считается одним из лидеров в применении “мягкой силы”, успешно налаживает двух- и многосторонние контакты. Потому Л.Ефремова рассказала о стратегии агентства: меняется парадигма — теперь ставка делается на позитив. Мол, мы слишком много и долго говорили в собственной прессе о внутренних проблемах системы образования и науки. Не количество иностранных студентов должно быть оценкой работы вузов, а совершенствование комплексной работы с иностранным контингентом всех министерств и ведомств, образовательных организаций и научных фондов. Новое направление работы — центры науки и культуры как единый оператор страны для отбора кандидатов на обучение в России. Совместно с Общественной палатой Россотрудничество создает рабочую группу, чтобы переформатировать нашу деятельность под такой глобальный инструмент поддержки выпускников советских и российских вузов. Меняется комплексная стратегия гуманитарного присутствия России в мире. Появилась и начала реализовываться концепция Единого дня российской науки за рубежом (совместно с научными фондами), проект “Русская гуманитарная экспедиция” (по аналогии с тем, что делает в этом направлении Германия, Франция), совместно с Мин-обрнауки приступили к созданию единых дорожных карт по продвижению русского языка в иностранных государствах. По сути, пытаемся научиться представлять свою страну за рубежом через единое окно Россотрудничества. И агентство будет стараться создавать подготовительные отделения для изучения русского языка до уровня, позволяющего осваивать вузовские программы. Первая страна, которая с этим обратилась, — Иордания.
Познакомила Ефремова участников семинара и с планом командирования преподавателей за рубеж, который разработан совместно с Минобрнауки. Он основан на внешнеполитических приоритетах РФ. С конца этого календарного года и до начала следующего учебного года Россотрудничество отправит за пределы страны 225 преподавателей. Приступает Россотрудничество и к поддержке русских школ за рубежом, их мониторингу…
Постепенно в зале стал нарастать гул — люди начали обсуждать проблемы своих территорий. Отчет Россотрудничества стал надоедать. А Лариса Ивановна тем временем углубилась в перечисление проблем, с которыми сталкивается агентство при продвижении интересов страны. Они как были в прошлом году, так сохранились и в этом. Наша высшая школа пока не представлена в первой сотне лучших вузов мира, многие послы негативно высказались о структуре наших образовательных учреждений, нехватке толерантности, о качестве предоставляемых услуг. По ряду вузов было заявлено категорически, что туда посылать своих студентов они не будут. Так достаточно сложно продвигать наши интересы. На сайтах Иордании, Палестины далеко не все наши вузы присутствуют, и видно, какие наши вузы они своим гражданам рекомендуют.
Чтобы как-то это преодолеть, агентство предлагает проводить Единый день выпускника за рубежом, а Форум зарубежных выпускников российских вузов устраивать не раз в четыре года, а ежегодно. Докладчик подчеркнула, что, тем не менее, стали активно создаваться ассоциации выпускников наших вузов в Европе, наша задача — налаживать с ними связь. Обратила внимание Ефремова на то, что агентство предложило организовать олимпиаду “Время учиться в России”, за работу в этом направлении низкий поклон, как сказала она, Консорциуму технических университетов России, особая благодарность МЭИ, МИСиС. Благодаря их энтузиазму сейчас удается отобрать талантливых ребят на обучение техническим специальностям.
Новый вектор международного сотрудничества обозначил в своем выступлении и Сергей Поспелов, руководитель Федерального агентства по делам молодежи. Как он сообщил, принципиально важно понимать, кто едет представлять Россию за рубежом. Неважно, от какого ведомства, вуза или некоммерческой организации, — важно, что от России. Агентство намерено рекомендовать проводить небольшие брифинги с такими молодыми ребятами, чтобы понимали, какие задачи перед ними ставятся, а те, кто оплачивает эти поездки, понимали, кто будет выступать от имени нашей страны. “Это ни в коем случае не отбор, не пропаганда, — подчеркнул Поспелов, — а только работа по консолидации усилий в деле реализации молодежной политики”.
Он сообщил, что только что, 29 ноября, утверждены Основы государственной молодежной политики до 2025 года, и поблагодарил многих присутствующих, кто дал предложения для этих Основ. По мнению Поспелова, взят курс на улучшение качества мероприятий, проводимых вузами по международной линии. В этом году агентство практически вдвое сократило план таких мероприятий, избавившись от явно слабых и надуманных. Примечательно, что даже в условиях санкций, сложной геополитической ситуации ни одно мероприятие, ни одна программа по молодежному сотрудничеству не были сокращены ни по линии ЕС, ни по отдельным странам… Соответственно надо вести себя и нам. Например, на близящийся форум “Арктика” поступило уже полсотни заявок от разных государств, включая Норвегию, Швецию, Канаду. И здесь особенная роль у вузовского сообщества: все-таки там самая интеллектуальная, самая активная молодежь, потому агентство надеется на продуктивную связь с высшей школой.

Следующие выступления на круглых столах и заседаниях рассматривали уже более конкретные темы привлечения зарубежных студентов в Россию и их обучения. Многие из обсуждаемых вопросов нашли ответы на сайте РУДН — http://conf.sknow.ru/conf/vice-rector-2014/data/faq_1.pdf. Профессионалам есть смысл с ними ознакомиться. В конце концов, не зря девиз РУДН: “Scientia unescamus”, что значит “Знанием объединимся”.

Елизавета ПОНАРИНА

Нет комментариев