Зачет с автоматом. Вузы Северного Кавказа нуждаются в защите.

Высшим учебным заведениям нужно объединять усилия для реализации крупных сетевых программ. С таким предложением выступил ректор МГУ Виктор Садовничий на совещании ректоров вузов Северо-Кавказского федерального округа, прошедшем в Нальчике по инициативе Кабардино-Балкарского госуниверситета. По мнению ректора МГУ, такие программы станут точками роста для вузов, не наделенных специальным статусом, позволят многим из них реально включиться в инновационные процессы высшей школы и благодаря межвузовской работе получить импульс к развитию. Среди сетевых программ В.Садовничий назвал супервычисления, комплексное изучение человека, космические исследования…
Рекомендации ректора ведущего вуза страны не остались без отклика. Вскоре после заседания к одному из предложенных ректором МГУ сетевых проектов — научно-образовательному консорциуму “Университетские геопорталы (УНИГЕО)”, который призван развивать в стране спутниковые дистанционные и геоинформационные технологии, присоединились Кабардино-Балкарский и Ставропольский госуниверситеты.  
Виктор Садовничий говорил и о том, что в образовательном процессе нужно шире использовать интерактивный компонент. Например, в МГУ сегодня действуют 35 центров такого образования. Лекции, доклады, презентации ведущих ученых, педагогов Томска и Новосибирска, Нальчика и Калининграда, Москвы и Санкт-Петербурга благодаря интерактивному компоненту сегодня доступны студентам многих вузов. Как считает Виктор Антонович, северо-кавказским ректорам стоит подумать, как включить в расписание подобные занятия.
Стоило бы на Северном Кавказе провести и Фестиваль науки, ставший общероссийским. Активнее могли бы подключаться вузы СКФО к организации олимпиад, съездов школьных педагогов, летних школ для них. Одним словом, форм более активного присутствия университетов в образовательном и научном пространствах региона немало. Еще одно требование времени — более тесное их взаимодействие между собой и с ведущими университетами и научными центрами страны. Важным и назревшим шагом в этом направлении ректор МГУ считает создание в СКФО Совета ректоров.
Нужен и координационно-методический центр, который занялся бы проблемами повышения квалификации и переподготовки кадров по всем отраслям экономики Северного Кавказа. Об этом  говорил ректор КБГУ Барасби Карамурзов. Такой центр позволит провести (менее болезненно) работу по перераспределению направлений подготовки специалистов разными вузами.
Северный Кавказ — особый, уникальный географический, гео­политический и культурный регион. На этой территории нашли себе место все важнейшие религии мира: христианство и ислам, иудаизм и буддизм. Но с конца ХХ века Северный Кавказ сталкивается не столько с возможностями модернизации, сколько с вызовом архаизации. В этих условиях роль университетов существенно изменилась. Из элементов общегосударственной системы образования, просто охватывающей данный регион, они стали превращаться в региональные центры образования, науки и культуры.
Вузы должны все шире вести просветительскую работу. К примеру, в КБГУ создан планетарий, который с огромным интересом посещают не только студенты и школьники, но даже воспитанники детских дошкольных учреждений. Система образования — единственный инструмент, позволяющий эффективно влиять на процессы социализации молодого поколения.
По мнению Барасби Карамурзова, сегодня следует провести всесторонний анализ деятельности каждого из университетов, его потенциала и на этой основе разработать комплексную программу подготовки кадров для региона. Настала пора создать единую базу данных имеющихся в вузах округа научно-технических разработок, готовых к внедрению. Провести инвентаризацию вузовских научных лабораторий, определить их направленность, состояние и соответствие современным требованиям. Определить те, которые при небольших вложениях могли бы стать центрами коллективного пользования.
Затронул в своем выступлении ректор КБГУ и широко обсуждаемую в регионе тему создания Федерального университета — его планируют организовать в Ставрополе. Его появление, как считает Барасби Карамурзов, должно способствовать повышению качества образования, науки и развитию экономики. Но подходить к его организации нужно тщательно и взвешенно, учитывая этнические, культурные, религиозные особенности региона. Есть опасность, что он оттянет из национальных республик не только русскоязычную, но и наиболее подготовленную часть местной молодежи. Это может привести к существенному ухудшению позиций местных университетов. “При любом раскладе, — подчеркнул ректор КБГУ, — программа создания федерального вуза должна предусматривать тесную интеграцию с другими высшими учебными заведениями округа”.
Прояснить ситуацию с федеральным университетом я попросил статс-секретаря — заместителя министра образования и науки России Игоря Реморенко. “Одно из справедливых замечаний по концепции будущего вуза связано с тем, насколько он будет отвечать задачам округа, — рассказал заместитель министра. — Не только социальным, но и промышленным, экономическим. Здесь усилий одного министерства недостаточно. Надо кооперироваться с предприятиями, фирмами. Мы хотим провести еще ряд консультаций с полномочным представительством. Обсудить со всеми нюансы. Это потребует нескольких месяцев”.
“Любой вопрос, который мы поднимаем здесь, упирается в проблему безопасности, — начал свое эмоциональное выступление ректор Дагестанской медицинской академии Абдурахман Османов. — Только за последние 10 лет у нас похищен и расстрелян заведующий кафедрой детской стоматологии, у подъезда своего дома убит декан медико-профилактического факультета, похищен и убит сын одного из сотрудников. Сына первого проректора удалось вернуть домой через восемь месяцев. От подобных сценариев сегодня не застрахован ни один вуз северо-кавказских республик. Я хирург, профессор, мое оружие — скальпель. А я сегодня должен владеть и автоматом Калашникова.
Своя система безопасности у нас действует уже 15 лет. Однако на ее создание ни копейки не было выделено из бюджета. Вузы финансируются по трем защищенным статьям: зарплата, стипендии, коммунальные услуги. Остальные девять либо вообще не финансируются, либо финансируются лишь отчасти. Преподаватель, кандидат наук получает 10 тысяч, доцент — 14-15 тысяч, а зарплата заведующего кафедрой не дотягивает до 20 тысяч. Трудно в таких условиях говорить о повышении ответственности, активизации творческой деятельности, внедрении новых подходов. Силами одних вузов эти проблемы не решить. Только на государственном уровне”.
Поднял ректор и проблему ЕГЭ. В этом году в Дагестанской медицинской академии провели независимое тестирование первокурсников. Более 96% по физике получили “двойки”! Ни одной отличной или хорошей оценки! Идентичные результаты по химии, биологии… По русскому языку чуть более 30% студентов получили положительные оценки. Можно ли с такими знаниями хорошо учиться, сдавать экзамены?
Критика прозвучала и в адрес вводимой повсеместно двухуровневой системы подготовки кадров. “Разве можно за четыре года подготовить специалиста по проектированию ракетных двигателей? — задал риторический вопрос ректор МГУ Виктор Садовничий. — Или математика. Выпускник мехмата должен иметь более солидную подготовку, чем предусматривает двухуровневая система. Да, мы должны вписаться в мировую систему, должны быть признаны и узнаваемы, но не должны слепо копировать чужие модели. Копия всегда хуже оригинала. Нельзя потерять все лучшее, что есть в отечественной системе высшего образования”.
“У нас специалистов по проектированию ракетных двигателей никогда много не было, — ответил на критику министр образования и науки России Андрей Фурсенко. — Их много не готовили и в СССР. Зато гораздо больше требуется сегодня эксплуатационщиков. Людей, понимающих как толком использовать современные технологии и оборудование. Специалистов среднего звена, способных работать в области регламента, в сфере технического обслуживания.
Говорят, на Северном Кавказе техническое направление не слишком востребовано. Не верю. Взять энергетику — важнейшая вещь не только для Кабардино-Балкарии, но и для других республик региона. С высококлассными специалистами можно было совсем по-другому организовать отрасль. Не ждать, когда электричество придет по проводам, а создать адаптированную малую энергетику, нетрадиционную.
Конечно, экономистов, управленцев, гуманитариев готовить легче и дешевле. А для подготовки будущего энергетика нужны хорошая материальная база, педагогические кадры. Не суть важно название — бакалавр, магистр, специалист. Сегодня в значительной степени важнее не чему, а как учить. Даже фундаментальным вещам. У программ обучения должны быть четко прописанные этапы. Два, максимум три года фундаментальной, базовой подготовки, потом качественно другой подход.
Выдающийся специалист определяется не тем, сколько он учился в институте, а как учился всю жизнь. Важнейшая задача — учить студентов приобретать новые знания. Им должно нравиться учиться. Этого тяжело добиться. Потому как изначально должно нравиться учить самим преподавателям. А у нас нередко люди читают лекции по конспектам, написанным 30 лет назад”.
В СКФО сегодня трудятся свыше 15 тысяч научно-педагогических работников. Из них более 63% — доктора и кандидаты наук. Но свыше 50% преподавателей и ученых — это люди в возрасте за 60 лет. Основной поставщик молодых — аспирантура. При этом лишь 40% обучающихся в ней — инженерные кадры, остальные — гуманитарии и экономисты.
Такая ситуация, как считает ректор Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета) Владимир Вагин, сложилась в 1990-е и в начале 2000-х годов, когда вузам приходилось думать о выживании. И сегодня СКГМИ 90% доходов получает за счет подготовки юристов и экономистов. Из этих средств 90% направляются на развитие инженерных специальностей. Ректор СКГМИ считает, что необходимо увеличить финансирование подготовки каждого инженера до 100-120 тысяч в год вместо нынешних 60-65 тысяч.
Серьезной проблемой, мешающей развитию научных подразделений вузов, малых предприятий при них является инструментальное голодание. Минобрнауки выделяет значительные средства на развитие приборной базы. Но все деньги распределяются между МГУ, СПбГУ, федеральными и национальными исследовательскими университетами. Ни один вуз СКФО из этих средств не получил ни копейки. Они просто не могут участвовать в конкурсах. Выход Владимир Вагин видит в создании центров коллективного пользования. Их в округе сегодня около 15. Необходимо с помощью полномочного представителя президента в округе подготовить сетку распределения таких центров по вузам, которые Минобрнауки утвердит ответственными за то или иное направление развития региона и которым поможет с оснащением.
Средний объем хоздоговорных НИР составляет в округе более 860 миллионов рублей. Но анализ источников финансирования демонстрирует любопытную картину. Практически везде, кроме Кабардино-Балкарии и Ставропольского края, субъекты Федерации устранились от финансирования НИОКР. Нет денег, но, как считает ректор СКГМИ, нет и желания — почти 80% организаций, с которыми заключаются хоздоговоры, находятся за пределами округа. Инвестиционная емкость правительств субъектов СКФО и его хозяйствующих субъектов крайне мала. Не видно перспектив изменения ситуации.
Два года назад субъекты Федерации начали работы по созданию программ своего социально-экономического развития. Общий объем финансирования этих работ по округу составлял почти миллиард рублей. Ни один университет СКФО к этой работе не привлекли. С прошлого года осуществляется программа энергосбережения и энергоэффективности. На это дело муниципальные образования получают немалые федеральные деньги. И снова вузы региона игнорируются.
Как считает Игорь Реморенко, региональная вузовская наука должна теснее взаимодействовать с Минрегионразвития. Кстати, именно в этом министерстве идет работа над программой развития СКФО. “Я собираюсь в ней принимать активное участие, — сказал И.Реморенко. — Нужны конкретные предложения от вузов, чтобы я мог их лоббировать. Но не отдельные разработки, а комплексные предложения высших учебных заведений по конкретным проблемам округа. Такие предложения мы могли бы позиционировать в рамках этих программ”. А чтобы предметнее определиться, Игорь Реморенко предложил провести в округе ряд специальных совещаний.

Станислав ФИОЛЕТОВ

Нет комментариев