Враг муравейника. Наркотики угрожают даже сообществам насекомых.

Оказывается, наркомании подвержены не только люди. На примере жизни муравейника можно убедиться в том, что может произойти с обществом, если не будет уделяться должное внимание борьбе с этой напастью.
В человеческом обществе есть драгдилеры — организаторы распространения наркотиков. Как выяснилось, бывают такие “специалисты” и в муравейнике! А значит, имеются и потребители “зелья”. Чтобы понять, почему у муравьев наблюдается пристрастие к наркотику и как они становятся наркоманами, расскажу немного об их жизни.
Сегодня в мире известно около 6 тысяч видов муравьев (некоторые утверждают, что в два раза больше). В России обитает примерно 125 видов, из них самый известный — рыжий лесной муравей. Он населяет лесную зону умеренного пояса северной Евразии. Обитатели муравейника — это большая семья, представляющая собой высокоорганизованное сообщество, состоящее из рабочих муравьев, матки и самцов. В больших муравейниках живут по нескольку десятков тысяч рабочих муравьев. У них существуют высокий уровень общественных отношений и строгая иерархия, когда все они работают по единой команде.
Однако среди жителей муравейника есть насекомые, которые хитростью или коварством проникают в дома великих тружеников. Одни из них живут среди муравьев временно, другие — как симбионты или паразиты. Это тараканы, личинки бабочек, жуки, клопы, цикады, пауки, осы, кузнечики, мухи, пчелы и другие насекомые. Всего в муравейниках разных типов обитает свыше двух тысяч видов насекомых!
Многие из гостей поселяются в муравейнике, можно сказать, без спроса. Одних насекомых муравьи терпят, так как они похожи на них самих, других не так просто поймать. Некоторые имеют такой твердый и гладкий панцирь, что муравьи не могут их ухватить, да и бегают они достаточно проворно. Есть виды насекомых — обитателей муравейника, которые внешне похожи на муравьев: по величине, окраске, строению тела, поведению и, возможно, по запаху.
Большинство обитателей муравейника питаются различными отходами жизнедеятельности муравьев, гниющим строительным материалом, экскрементами, погибшими особями, то есть являются своеобразными симбионтами. Но многие — просто “нахлебники” и паразиты. Одни научились “выпрашивать” еду, другие пожирают “домашний скот” — тлей (которых муравьи пасут для того, чтобы собирать у них выделяемый нектар) и даже личинок муравьев. У “нахлебников” выработались специальные поведенческие и морфологические приспособления для сожительства с муравьями. У многих из них на теле имеются специальные железы, выделяющие вещества, — муравьи их слизывают и в “знак благодарности” не выгоняют “нахлебников”.
Для муравьев тоже характерно своеобразное попрошайничество, они постоянно клянчат друг у друга пищу. Так они обмениваются едой, гормонами, витаминами, феромонами и другими полезными для них веществами. Тот муравей, к которому обратились с такой просьбой, кормит просящего капелькой жидкой пищи из так называемого зоба. Большинство гостей муравейника настолько хорошо усвоили уроки попрошайничества, что научились обманывать муравьев, и те кормят не только взрослых насекомых, но и их личинок.
В общем, обитающие в муравейнике насекомые либо вступают во взаимовыгодные симбиотические отношения с муравьями, либо являются паразитами, наносят им незначительный урон. Однако имеется еще одна форма паразитизма, которая приводит к гибели всего гнезда. Связана она с выделением не сладкой жидкости (к примеру, как у тлей), а вещества, обладающего наркотическим действием. Таким драгдилером является жук ломехуза (Lomechusa pubicollis).
Поставляя муравьям наркотики, эти жуки в муравейнике живут припеваючи (так же как и наркодельцы в человеческом обществе). Они пользуются “жилплощадью” со всеми бытовыми удобствами, а муравьи бесплатно кормят не только их, но и их личинок. Жуки ломехуза нигде, кроме как в муравейниках, не встречаются. Они проворно бегают среди муравьев, подражая их манерам, просят у них пищу, постукивая усиками по определенным участкам головы (точь-в-точь, как муравьи).
Самка жука-“драгдилера” откладывает 100-200 яиц рядом с муравьиными — они абсолютно ничем не отличаются. Вылупившиеся личинки ломехузы уже умеют просить еду и начинают выделять наркотик, поэтому муравьи хотя и распознают чужаков, но наркотик действует на них одурманивающе. Они начинают заботиться о личинках ломехузы, как о собственном потомстве. Взрослые жуки паразитируют на муравьях до тех пор, пока муравейник в состоянии их кормить, оттягивая на себя все больше его ресурсов.
Вылупившаяся молодь муравьев, отведавших наркотик, менее активна, у них нарушена координация движений, нарушены инстинкты, они перестают приносить строительный материал и собирать еду, нести охранную функцию, заботиться о личинках. Они постоянно бродят без дела, чего ранее не наблюдалось. По аналогии с людьми их можно назвать муравьями-даунами. Они даже морфологически отличаются от обычных муравьев.
Нормальные активные муравьи из старой гвардии пытаются заставить “наркоманов” работать, но это у них не всегда получается. Впрочем, и среди активных муравьев все больше особей подсаживаются на наркотик, выделяемый жуком-“драгдилером”, так что принуждение с их стороны становится все слабее. Все меньше муравьев занимаются заготовкой пищевых продуктов. В муравейнике начинает недоставать фуража, чтобы прокормить всех: царицу, ломехуз, муравьев-наркоманов, здоровых муравьев, число которых стремительно уменьшается.
Муравьи-наркоманы не способны ни к продолжению рода, ни к активной общественно полезной деятельности. Постепенно их и ломехуз в муравейнике становится все больше, а значит, все больше нахлебников и все меньше корма. Процесс деградации муравейника постепенно переходит в необратимую стадию.
Причина таких морфологических, физиологических и поведенческих изменений связана с действием наркотика на личинок и взрослых муравьев. Увлечение наркотиком перерастает в стадию эпидемии наркомании. Муравейник, в котором много жуков — поставщиков наркотика, постепенно становится малочисленным и, в конечном счете, погибает. Как нам это хорошо знакомо! Разве в семьях наркоманов и алкоголиков не так происходит?! Государство, общество, которое не может справиться с наркоманией и алкоголизмом, возможно, ожидает судьба такого муравейника.

Анатолий САДЧИКОВ,