Было и будет. Научным прорывам не видно конца.

Журнал Science опубликовал традиционную “десятку” научных прорывов года (Breakthrough of the Year).
Лидирует в списке достижение науки и техники, открывающее новую страницу в космических исследованиях. Речь идет об успешной посадке на комету Чурюмова — Герасименко зонда Европейского космического агентства “Розетта”, уже успевшего передать на Землю уникальные снимки и первые научные данные. Прорывом 2014 года в эволюционной биологии признаны результаты масштабного морфологического исследования останков динозавров и ныне живущих птиц, которые свидетельствуют о том, что процесс эволюции от динозавров к птицам сопровождался постепенным уменьшением размеров первых и истончением костей их конечностей. Далее следуют работы, общая идея которых возвращает нас на полтора столетия назад: кровь молодой особи омолаживает организм особи старой. В одном исследовании из крови молодых мышей был выделен фактор (GDF11), укрепляющий сердечную мышцу и стимулирующий рост нейронов головного мозга у старых мышей, в другом — плазма крови молодой мыши восстанавливала пространственную память у стареющей мыши. Следующая веха 2014 года — кооперация роботов. Учеными было показано, как тысячи роботов — запрограммированных устройств размером с мелкую монету — действуют сообща, формируя заданные фигуры: квадраты, буквы и прочие двухмерные образования. В этом же году были созданы первые крупномасштабные нейроморфные чипы, способные обрабатывать информацию подобно живому мозгу. В созданном компанией IBM чипе TrueNorth 5,4 миллиарда транзисторов — аналогов нейронов и 256 миллионов “синапсов”, то есть соединений между ними. Это предшественник устройства, которое изменит характер выполнения компьютером сложных задач, имитируя действия мозга, только за счет зрения интегрирующего огромное количество данных.
В 2014 году была открыта древнейшая наскальная живопись — в пещере на индонезийском острове Сулавеси обнаружили образцы изобразительного искусства, которым не меньше 40 тысяч лет. В этом же году было установлено, как именно стволовые клетки человека превращаются в функциональные бета-клетки поджелудочной железы, разрушаемые иммунной системой пациента при диабете I типа. До клинических испытаний выращенных in vitro бета-клеток нужно понять, как оградить их от иммунной реакции. Продолжение оптогенетических исследований привело к тому, что в этом году удалось произвести манипуляции памятью мышей с помощью лазерного луча. Значительно снизилась стоимость сверхмалых спутников Земли, так называемых CubeSat, которые, по мнению экспертов, уже стали настоящим научным инструментом. И, наконец, в 2014 году были получены первые микроорганизмы, которые при делении воспроизводят ДНК, несущую искусственные нуклеотиды, то есть не существующий в природе генетический код.
Предсказания прорывов в физике на 2015 год опубликовал и портал Physics World, одновременно подведя итоги 2014 года. По мнению экспертов и редакторов, безусловным прорывом, перекрывающим все остальные достижения года, следует признать первую в истории космических исследований успешную посадку зонда на комету. В ноябре 2014 года зонд Филы после 10-летнего путешествия на борту космического аппарата “Розетта” был выпущен и в назначенное время сел на комету Чурюмова — Герасименко, о чем возвестил радиосигнал, преодолевший расстояние в 511 миллионов километров, разделяющих Землю и комету, и что стало триумфом ученых и инженеров Европейского космического агентства (ESA). Данных, полученных миссией “Розетта”, хватит на многолетние научные исследования. 2014 год вообще оценивается физиками как год космических исследований: впервые на орбиту Марса встал индийский космический корабль, Япония запустила к астероиду вторую миссию, которой, так же как и первой, предстоит вернуться с образцами вещества. Подтвердив Стандартную космологическую модель и получив данные, накладывающие определенные ограничения на свойства гипотетической темной материи, завершилась европейская миссия Planck. Предсказания на 2015 год касаются космоса лишь отчасти.
Грядущий год, согласно решению Генеральной Ассамблеи ООН от 2013 года, уже объявлен Международным годом света и световых технологий (International Year of Light and Light-based Technologies). Инициатива предпринята ООН для повышения осведомленности граждан мира о важности света в их жизни, для улучшения общественного понимания того, как оптические технологии содействуют устойчивому развитию и обеспечивают решение проблем в области энергетики, образования, сельского хозяйства, связи и здравоохранения, а также для укрепления международного сотрудничества. Проведение года приурочено к ряду юбилейных дат, относящихся к науке о свете и отмечаемых в 2015 году. В первую очередь, это 150-летие первых работ Джеймса Максвелла по электромагнетизму. В проекте участвуют более 100 партнеров из 85 стран.
В 2015 году возобновятся исследования бозона Хиггса, открытого в 2012 году, на Большом адронном коллайдере в CERN. Крупнейшая и мощнейшая в мире установка для изу-чения субатомных частиц была остановлена в феврале 2013 года для модернизации.
Возвращаясь к космосу, Physics World напоминает, в частности, о грядущих запусках европейской миссии Lisa Pathfinder, которая будет испытывать технологии, необходимые для создания детекторов космических гравитационных волн, и японского магнитосферного мультимасштабного астрономического рентгенолучевого телескопа (Magnetospheric Multiscale Astro-H X-ray telescope).