На подступах к степени. Не всякой диссертации дорога в ВАК.

В современном обществе, стоящем перед проблемами, связанными со сменой ценностей, норм и целей, наука играет значимую социальную роль, помогая находить пути выхода из кризисных ситуаций. В большой степени это относится к психолого-педагогической научной сфере, и, как подчеркнул в своем докладе на расширенном заседании президиумов ВАК и РАО председатель Экспертного совета по педагогике и психологии ВАК академик РАО Давид Фельдштейн особый смысл сегодня приобретает “практика специальной общественно-государственной оценки научного потенциала и деятельности исследователей”.
Открывая дискуссию о проблемах качества диссертационных исследований, председатель ВАК академик Михаил Кирпичников отметил, что остро стоит вопрос о модернизации самой системы научно-педагогической аттестации и необходимости ее профильной диверсификации: требования к соискателям разных специализаций (технической, медицинской или гуманитарной) должны быть различными. В заседании приняли участие ректоры и проректоры вузов, представители НИИ и диссертационных советов, руководители кафедр и лабораторий, ведущие ученые — педагоги и психологи.
Председатель ВАК оценил мероприятие как полезную инициативу экспертов ВАК по педагогике и психологии — подобная профессиональная дискуссия по проблемам оценки соискательских работ была организована впервые. Михаил Кирпичников также попросил коллег уделить особое внимание деятельности диссертационных советов в непрофильных учреждениях, заметив, что отклонение ВАК докторских работ по педагогике, защищенных, к примеру, в Институте рыбоводства, уже стало делом обычным. Обилие слабых диссертаций, мелкотемье, отсутствие подлинной актуальности и новизны в исследованиях — все это дискредитирует значение диссертаций как научных работ, угрожая росту и развитию кадров психолого-педагогической науки. “Чтобы поднять планку защиты, мы должны реально озадачиться подбором действительно ведущих аттестационных организаций по данной проблематике”, — сказал председатель ВАК.
О том, каковы объективные и субъективные причины сложившейся ситуации и какими могут быть способы борьбы с негативными тенденциями, подробно доложил на заседании Давид Фельдштейн. Одной из наиболее значимых причин он назвал общий методологический кризис, связанный, в частности, с тем, что логически выстроенная система, базировавшаяся на фундаментальных философских завоеваниях, подвергается не всегда заслуженной критике. В пылу борьбы с догмами и начетничеством ученые порой отказываются и от достижений, вписывающихся в современные научные подходы. Не получая необходимых фундаментальных знаний, диссертанты порой путают положения принципиально разных концепций или необоснованно смешивают их между собой.
Еще одно объективное обстоятельство — активное использование в педагогике и психологии естественных математических и физико-математических методов исследования, а также новых технологий обработки данных, нелинейного моделирования и т.п. При этом, по словам академика, “расчеты часто выполняются механически, по заученным схемам, с использованием ограниченного репертуара статистических средств”, а результаты принимаются безоговорочно, даже если противоречат здравому смыслу. Кроме того, у соискателей часто отсутствуют навыки научной деятельности, а в аспирантуру они нередко приходят ради повышения социального статуса либо возможности уклониться от службы в армии. В ряду субъективных причин снижения уровня диссертационных исследований — слабая подготовка в вузовских аспирантурах, заниженные требования к соискателям со стороны научных руководителей и экспертного сообщества.
По данным докладчика, с 2008 по 2010 год ВАК утвердила около 600 диссертаций по педагогике и психологии, что должно бы свидетельствовать о “тектоническом сдвиге в этой области знаний”, однако множество актуальнейших проблем, как, например, построение процессов образования, познания современного человека, остаются нерешенными. Давид Фельдштейн привел целый ряд примеров, свидетельствующих о выборе диссертантами тем, мало отвечающих потребностям современного общества, о банальности авторских тезисов, не содержащих новых принципиальных позиций исследователей, но, тем не менее, претендующих на новизну. Дружное оживление зала вызвали озвученные докладчиком “инновационные откровения”, среди которых было, например, и такое: “Установлено, что наибольшее психофизиологическое напряжение студентов вызывают зачеты и экзамены”.
По мнению академика РАО, прежде всего, необходимо повысить ответственность за качество утверждаемых работ со стороны научных руководителей, диссертационных советов, оппонентов, ведущих организаций — вплоть до лишения права осуществлять деятельность по подготовке кадров высшей квалификации на несколько лет в случае отклонения ВАК рекомендованной ими одной докторской или двух кандидатских диссертаций.
Заместитель председателя ВАК Алла Грязнова в свою очередь сообщила, что в последние три года комиссия сделала немало для модернизации системы аттестации. Так, отменены разовые и резервные диссертационные советы, общее число советов сократилось с 4,5 до 3 тысяч, а кандидатские среди них теперь составляют только 2%. В прошлом году была задержана защита почти 800 кандидатских и 201 докторской работы, закрыта или приостановлена деятельность 60 советов, и этот качественный отбор продолжается. Сегодня для принятия столь жестких мер достаточно всего двух замечаний, полученных за низкое качество экспертизы или заключения, а также за нарушение процедуры защиты.

Татьяна ВОЗОВИКОВА

Нет комментариев