С нейтрино — в лидеры

Новая подземная нейтринная обсерватория начнет сооружаться в Индии, правительство страны изыскало средства для проекта, одобренного в 2011 году. Об этом сообщает Physicsworld.
Местом сооружения огромной Индийской нейтринной обсерватории избран Поттиперам, что в 110 километрах от храмового города Мадурай в южном штате Тамилнад. На реализацию проекта выделено 15 миллиардов рупий (в долларах США это 236 миллионов). В Мадурае же разместится новый Межинститутский центр физики высоких энергий (Inter Institutional Centre for High Energy Physics), где наряду со стажировкой молодых ученых будут проводиться исследования и разработки для новой подземной лаборатории. Первоначально строительство Индийской нейтринной обсерватории планировалось завершить к 2012 году, но в 2010 году экологи и официальные природоохранные органы воспрепятствовали сооружению научной установки в избранном для этого месте под названием Сингара в том же штате Тамилнад, потому что оно находилось поблизости от слоновьего коридора и тигрового заказника. Ученым предстояло найти новое место для обсерватории, из всех предложенных одобрение Министерства охраны окружающей среды в 2011 году получил Поттиперам. Спустя три года на проект было выделено государственное финансирование.
Индийская нейтринная обсерватория разместится на глубине 1300 метров под землей, добираться до лаборатории нужно будет по двухкилометровому туннелю. В плане сооружения — три камеры, три искусственные пещеры. В самой большой — длиной 132 метра, шириной 26 метров и высотой 30 метров — будет размещен “Железный калориметр” (Iron Calorimeter), нейтринный детектор весом в 50 000 тонн. Он будет состоять из 30 000 отдельных железных пластин. С помощью такого детектора планируется установить иерархию нейтрино по массам. Известно, что нейтрино различаются по сортам, или поколениям. Три сорта нейтрино — электронные, мюонные, тау-нейтрино — переходят один в другой. Это явление называется нейтринной осцилляцией и, как предполагают теоретики, связано с наличием у нейтрино массы. Но какой из типов “тяжелее”, а какой “легче”, в настоящее время неизвестно. Выяснение этого  расширит Стандартную модель и вместе с экспериментами на ускорителях может решить проблему асимметрии материи-антиматерии во Вселенной.
По замыслу авторов проекта, Индийская нейтринная обсерватория восстановит лидерство страны в нейтринной физике. В 60-е годы прошлого века ученые использовали золотой рудник Колар в штате Карнатака на юге Индии, создав там самую глубокую в мире на тот момент подземную лабораторию. В 1965 году она зарегистрировала нейтрино, образующиеся при столкновении космических лучей с атмосферой. Позже в лаборатории Колар изучали протонный распад. Эти исследования прекратились в 1992 году с прекращением золотодобычи ввиду ее неэкономичности.