На грани истощения. Почвенные ресурсы России используют неразумно.

Признавая основополагающую роль почв в поддержании жизни на Земле, 68-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила 2015 год Международным годом почв. Всемирный день почв отмечается 5 декабря, а в 2015 году он пройдет под девизом: “Почва — прочная основа жизни на земле”.
Обсудил эту тему недавно и Президиум РАН. С основным докладом “Почвенный покров России в условиях глобальных вызовов” выступил профессор Почвенного института им. В.В.Докучаева академик Андрей Иванов. Содокладами и выступлениями его поддержали коллеги: академики И.Тихонович, Н.Ковалев, Г.Романенко, А.Асеев, В.Фисинин, В.Фортов и Р.Алексахин, члены-корреспонденты РАН В.Кудеяров и С.Шоба.
Андрей Иванов начал выступление с призыва рассматривать происходящее в аграрной отрасли как наиважнейший этап, способствующий принятию стратегических государственных решений. Он отметил, что русская научная мысль, создавшая учение о почвах и предвосхитившая многие современные тенденции землепользования, не всегда, к сожалению, находила применение в родном Отечестве. Еще в 1886 году основатель российской школы почвоведения
Василий Докучаев писал: “Разве не поразителен факт, что в России, где такая масса роскошнейших земель, урожай наиболее распространенных хлебов — пшеницы, ржи и пр. — в два-три раза ниже, чем в Англии, Голландии, Бельгии, Франции и Германии. Неужели же мы никогда не примем действенных мер к устранению этого поразительного и крайне бедственного для России факта?”.
Почва — ресурс стратегический, “запас прочности”, позволяющий выжить в условиях ухудшения глобальной ситуации, в том числе и климатической. При огромной площади земельного фонда РФ (более 1,7 млрд га) объем сельскохозяйственных угодий составляет менее 13%. Большая часть земель непригодна или малопригодна для сельскохозяйственного использования: 34,4% территории страны занимают горные почвы, 12,7% — почвы тундр, 11,8% — болотные почвы, 6,3% — засоленные почвы и солонцы.
При этом Россия располагает почти половиной мировых запасов чернозема! Но и здесь не все гладко. С середины 1950-х годов происходит быстрый подъем грунтовых вод с 6-8 до 2-4 м, вызывая переувлажнение черноземов весной.
Во второй половине ХХ века в мире наблюдалось устойчивое сокращение используемых для сельского хозяйства земель: с 1961 по 2003 год было выведено 223 млн га сельхозугодий, в России — 58 млн га. В результате уменьшается площадь пахотных земель на душу населения и, как следствие, снижается среднедушевой и валовой сбор сельскохозяйственной продукции, обесцениваются вложения в мероприятия по повышению плодородия почв, в мелиорацию. Сокращение сельского населения приобретает характер “социального опустынивания”.
Докладчик отметил, что почвенные ресурсы природных и сельскохозяйственных ландшафтов подвержены воздействию крайне неблагоприятного природопользования, которое носит истощающий характер, ведет к тяжелым экологическим последствиям, особенно на землях сельскохозяйственного назначения.
На данный момент из 1,7 млрд га российского земельного фонда 70 млн га подвержены эрозии и дефляции, 73 млн имеют повышенную кислотность, 26 млн переувлажнены и заболочены, 19 млн засорены кустарниками, камнями и мелколесьем, 5 млн загрязнены радионуклидами и более 1 млн га подвержены опустыниванию, 240 тысяч занято отходами, 16 тысяч захламлено в населенных пунктах и т.д. и т.п.
Вся история сельского хозяйства России связана с адаптацией к природным условиям: водная и ветровая эрозия, дегумификация, подкисление, загрязнение токсикантами и вредными микроорганизмами, опустынивание на юге страны, — со всеми этими факторами приходится считаться. Деградирует производственная и социальная инфраструктура. В неудовлетворительном состоянии находится значительная часть мелиорированных земель. Защитные лесонасаждения и сельскохозяйственные леса пребывают в запущенном, зачастую бесхозном, состоянии. Структура посевных площадей иррациональна, севообороты не соблюдаются. Ухудшается фитосанитарная ситуация в агроландшафтах. В общем, налицо почвоутомление и истощение почвенного плодородия.
Земельная реформа, начатая в России в 1990 году, имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с ней природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Государство отказалось от монопольной собственности на землю, но приватизация земли шла медленно, непоследовательно, что порождало путаницу и множество ошибок, особенно в вопросах получения крестьянами права собственности на имущество сельхозпредприятий и землю. Многие нормативные акты противоречили друг другу… Причинами провала земельной реформы в России докладчик назвал идеологию рыночного саморегулирования при устранении государства, отсутствие единой земельной службы (после принятия ФЗ №78, по словам докладчика, “землеустроителей сменили кадастровые инженеры”), неупорядоченность и бесконтрольность оборота и рынка земель, отсутствие технологической политики в АПК и продолжающийся курс на вывоз сырьевых ресурсов и удобрений в ущерб экономике страны.
Несмотря на принятую правительством в 2008 году Концепцию долгосрочного социально-экономического развития РФ, меры поддержки Государственной программы развития сельского хозяйства, рынков сырья и продовольствия на период до 2020 года, федеральных целевых программ “Плодородие” и “Мелиорация”, сделанного пока еще недостаточно для обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности государства и импортозамещения.
Сложившаяся ситуация — следствие экстенсивного землепользования, применения минеральных и органических удобрений, что сдерживает развитие почвозащитных систем обработки почвы. При этом Россия экспортирует 18 млн тонн удобрений, в том числе и в страны Евросоюза.
Ошибки и диспропорции в процессе аграрных социально-экономических преобразований, несообразность земельного оборота осложнили использование почвенных ресурсов в целом и земель сельскохозяйственного назначения в частности. По словам Андрея Иванова, в ходе земельной реформы в России не применялись методы оптимального научно обоснованного адаптивно-ландшафтного землеустройства, что привело к массовой неупорядоченности землепользования: чересполосице, вкраплениям, вклиниваниям, парцелляризации (измельчение земельных наделов), дальноземелью.
Академик указал в докладе, что подмена функций государственного регулирования землепользования “государственными услугами в сфере недвижимого имущества”, к которому приравнивается земля, находится в глубоком противоречии с тенденциями развития мирового агропроизводства и биосферными принципами природопользования. Ученый считает, что в России имеются предпосылки для кардинального изменения ситуации, реального создания и освоения прецедентов экологизации земледелия, а именно: оптимального землепользования, пилотных проектов адаптивно-ландшафтного земледелия и наукоемких агротехнологий. Речь идет и о мелких и средних сельхозпроизводителях, и о крупных агрохолдингах.
Андрей Иванов изложил консолидированную позицию научного сообщества: необходимо создание единого органа, наделенного полномочиями по формированию и реализации земельной политики, а также контрольно-надзорными функциями в области земельных отношений. Он должен включать государственную сельскохозяйственную службу со следующими функциями: агроэкологический мониторинг и инвентаризация земель, природно-сельскохозяйственное районирование, агроэкологическая и экономическая оценка земель, проектирование агроландшафтов и землеустройства, почвенно-ландшафтное картографирование, разработка проектов адаптивно-ландшафтного земледелия и агробиотехнологий, проектирование агролесомелиоративных, лесозащитных и других мелиоративных мероприятий, разработка экологических регламентов земледелия и землепользования.
Андрей Леонидович отметил, что необходимо ускорить подготовку и внесение в Госдуму РФ проекта закона “Об охране почв”, создать Государственный реестр почвенных ресурсов России, который представляется как единая государственная информационная платформа земельной политики. Реестр должен стать основой для осуществления таких функций, как: мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, территориальное (ландшафтное) планирование и землеустройство, оценка и инвентаризация земель, регулирование земельных отношений и рынка земель, сохранение экологических функций почв и ландшафтов, экологическая экспертиза, разработка экологических нормативов и регламентов, создание единой системы информационного обеспечения.
Сегодня, по словам Андрея Иванова, в России впервые выполнена систематизация огромного массива информации по разным видам деградации почв и земель, факторам и причинам их возникновения и развития, потенциальной опасности их актуального проявления. Сотрудники Почвенного института им. В.В.Докучаева определили особенности распространения деградированных почв в России, изучили проблемы их положения в системах классификации почв. Разработаны методы определения степени деградации почв (земель) и учета интенсивности ее проявления, принципы отбора наиболее информативных показателей деградации, конкретные нормативные показатели и параметры для выявления деградированных почв и земель России и смежных территорий. Также определены показатели и критерии заблаговременной оценки риска развития деградации для выработки мер по ее предупреждению.
Все это учтено в Проекте Постановления Правительства РФ “Об утверждении порядка и критериев отнесения территорий к благоприятным для производства сельскохозяйственной продукции территориям”.
В завершение доклада академик рассказал о ближайших перспективах работы. Необходимы дальнейшее совершенствование методологии экологической оценки земель, разработка программы исследований по климатической адаптации земледелия с учетом тенденций потепления и неустойчивости климата, экологических регламентов землепользования и системы контроля за использованием почвенных ресурсов России. Другими направлениями работы будут: освоение адаптивно-ландшафтных систем земледелия для создания унифицированной  системы экологического мониторинга качества окружающей природной среды и сохранения природного биоразнообразия, упорядочение контроля за использованием почв в системе сельскохозяйственного производства, в том числе для развития кредитования, страхования и субсидиарных механизмов. Нельзя забывать и о разработке образовательных программ, отвечающих современному уровню технологической подготовки специалистов в области почвоведения, землеустройства и земельного кадастра, отметил А.Иванов.
О микробном сообществе почвы, эволюционном пространстве, эволюционных свечках и эволюционных дырах поведал академик Игорь Тихонович (ВНИИ сельскохозяйственной микробиологии и Почвенный институт им. В.В.Докучаева), выступивший с содокладом “Микробиом — темная материя почвы”.
Бактерии оказывают непосредственное влияние на состав почвы, ее изменение и характеристики. С помощью анализа бактерий в почве можно, например, узнать, что за люди по ней ходили. Оказывается, последние 100 лет ученые сильно недооценивали количество микробов в одном грамме почвы: думали, их там немного — 10 в 6-й степени. При использовании современных методов исследований было подтверждено предсказание выдающегося отечественного биолога Сергея Виноградского о том, что эта численность занижена в тысячу раз. Реальное количество микроорганизмов в почве составляет 10 в 9-й степени!
Как сообщил академик, Всероссийский НИИ сельскохозяйственной микробиологии и Почвенный институт им. В.В.Докучаева начали работу по изучению метагенома почв России (метагеномика — раздел молекулярной генетики, в котором анализируются материалы, полученные из некультивированных образцов в результате изучения генов и генома живых организмов). Игорь Тихонович посетовал на то, что задачи исследователей превосходят возможности существующих приборов — очевидна необходимость создания принципиально новых подходов к анализу метагеномных данных.
Почвы России, сообщил И.Тихонович, почти не представлены в известных метагеномных базах данных. При этом по почвенному разнообразию РФ является крупным мировым депозитарием почвенного разнообразия. Он призвал к формированию большого отечественного проекта, направленного на создание метагеномного центра для хранения и анализа метагеномных данных как в интересах фундаментальной науки, так и в целях развития народного хозяйства.
Питательной деградации пахотных почв России посвятил свое выступление член-корреспондент РАН Валерий Кудеяров, директор Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН. Численность населения растет, а пашенные площади уменьшаются. Чтобы всех прокормить, для повышения урожайности необходимы удобрения. Россия как отставала по урожайности от лидеров мирового производства сельхозпродукции, так и отстает. Без минеральных удобрений в нечерноземье гектар пашни может прокормить только одного человека. Более того, количество фосфорных, азотных и калийных удобрений на гектар используется все меньше и меньше.
По мнению В.Кудеярова, для обеспечения продовольственной безопасности страны необходимо значительно ограничить экспорт апатитового концентрата и фосфоросодержащих удобрений как стратегического (невозобновляемого) ресурса, осуществить переход аграрного сектора на интенсивный путь развития, включая всестороннюю химизацию земледелия, приостановить истощение почв. Только при этих условиях страна сможет отказаться от импорта продовольствия.
Коллег поддержал декан факультета почвоведения МГУ, профессор Сергей Шоба, выступивший с сообщением о роли почвы в функционировании биосферы, о ее взаимодействии с другими геосферными оболочками и о научно-практических аспектах использования почв в отраслях народного хозяйства.
Директор Всероссийского НИИ мелиорированных земель академик Николай Ковалев рассказал о состоянии, проблемах и роли мелиорированных земель в обеспечении продовольственной безопасности государства. В 1970-1980-е годы в нечерноземной зоне была проведена широкомасштабная мелиорация. По мнению ученого, она сыграла положительную роль в улучшении состояния земель и, как следствие, в повышении эффективности сельскохозяйственного производства. После 1993 года, в связи с известными реформами в стране, мелиорация стала приходить в упадок.
По причине прекращения строительства и реконструкции мелиоративных систем и выхода части их из строя площадь мелиорированных земель в целом по нечерноземной зоне сократилась с 4,59 млн га в 1990 году до 4,07 млн га в 2000-м, в том числе осушаемых земель с 3,85 млн га до 3,63 млн га, орошаемых — с 0,74 млн га до 0,44 млн га, и на протяжении последних 12 лет стабилизировалась практически на этом уровне.
Резко ухудшились мелиоративное состояние осушаемых земель и техническое состояние осушительных систем, которое сегодня оценивается в нечерноземной зоне следующим образом: хорошее — 15,3%, удовлетворительное — 52,4%, неудовлетворительное — 32,3%, в то время как в 1990 году эти показатели составляли соответственно — 48,0, 40,3 и 11,7%. На многих территориях необходимы реконструкция мелиоративных систем, ремонт коллекторно-дренажной сети, культуртехнические работы и химмелиорация (известкование).
В сельскохозяйственном производстве в настоящее время не используется около 0,8 млн га осушаемых земель, в том числе по причине неисправности осушительной сети — 0,38 млн га. И площадь таких участков растет. Главная причина в том, что такие земли в большинстве своем не имеют собственников (балансодержателей) вследствие банкротства сельхозпредприятий или невозобновления аренды.
Осушаемые земли, к сожалению, в большинстве случаев используются с применением экстенсивных методов, при которых поступающие в почву органические и минеральные удобрения не компенсируют выноса с урожаем основных элементов минерального питания растений.
В результате мелиорированные земли в нечерноземной зоне России используются недостаточно эффективно. Продуктивность осушаемого гектара в целом по зоне не превышает 1,8-2,0 тысячи корм. ед., что в 2,0-2,5 раза ниже его потенциальных возможностей. В то же время в каждом субъекте РФ имеются хозяйства, использующие осушаемые земли с продуктивностью 3,0-3,5 тысячи корм. ед. и более.
Сохранить мелиорированные земли и повысить эффективность их использования можно, конечно же, только на основе последних достижений ученых. Надежды возлагаются на адаптивную интенсификацию земледелия, основанную на разработке адаптивно-ландшафтных систем земледелия и инновационных агротехнологиях возделывания основных сельскохозяйственных культур. Сегодня появляется реальная возможность для совершенствования структуры посевов, расширения набора культур и увеличения посевной площади под более продуктивными и ценными в рыночном отношении культурами: лен, картофель, ячмень, пшеница, тритикале. Создаются условия для введения и освоения севооборотов интенсивного типа, более глубокой специализации предприятий, совершенствования агротехнологий.
В нечерноземной зоне, по мнению докладчика, ставку нужно делать на интенсификацию земледелия (с применением минеральных удобрений) и интенсивные технологии возделывания культур. “В наших опытах, — рассказал Николай Георгиевич, — урожайность овса при переходе на интенсивную технологию выращивания увеличилась на 1,09 т/га, ячменя — на 1,11-1,27, озимой ржи — на 2,16 т/га по сравнению с базовой (нормальной) технологией. Интенсивные технологии выращивания зерновых культур повышают энергетическую и экономическую эффективность производства зерна. Коэффициент энергетической эффективности по ржи увеличился по сравнению с базовой технологией на 26,3-30,9%, по ячменю — на 21,8-26,7%, по овсу — на 5,6-14,5 %”.
Затраты совокупной энергии на производство 1 тонны зерна при этом снизились на 12,8-25,6%. По экономическим показателям интенсивная технология также превосходила базовую: по условно-чистому доходу с 1 га на 38,9-66,6%, по уровню рентабельности — на 17,6-35,0%.
По мнению Н.Ковалева, реализация любого крупного инвестиционного проекта на уровне хозяйства не дает ожидаемых результатов без учета связей в указанной системе. Например, игнорирование экологического подхода к утилизации органических отходов при строительстве новых и реконструкции существующих животноводческих ферм и комплексов неизбежно обусловит резкое снижение качества продукции растениеводства, опасное загрязнение почвы, грунтовых и поверхностных вод, воздушного бассейна, заболевания животных и населения.
Николай Ковалев отметил, что в последнее время в мировом и отечественном земледелии усиливается направление биологизации, основанное на максимально возможном экологически и экономически целесообразном использовании высокоэффективных биомелиоративных средств.
В перспективе до 2020 года на осушаемых землях наряду с традиционными видами органических удобрений будут использоваться новые виды органических, органо-минеральных и бактериальных удобрений с повышенным уровнем биогенностной питательности и экологической чистоты, полученных на основе инновационных биотехнологий переработки сырья животноводческих и птицеводческих предприятий.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев