По следам исследования. Глава Минобрнауки доложил о ситуации в образовании.

Результаты мониторинга российского образования, впервые осуществленного на основе действующего Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации” по новым правилам, принятым вслед за ФЗ в 2013 году, на днях были представлены Правительству РФ и опубликованы на сайте Минобрнауки. Итоги проверки на очередном правительственном заседании озвучил глава министерства Дмитрий Ливанов.
Его доклад предваряло выступление премьер-министра Дмитрия Медведева, который сообщил, что мониторинг охватил все уровни общего и профессионального образования, а также дополнительное образование и профессиональное обучение. Глава Правительства РФ также отметил, что оценка основных образовательных программ учитывала условия, которые созданы для обучения, уровень его доступности, в том числе для инвалидов, наличие в учебных заведениях квалифицированных педагогов, состояние материальной базы и ее финансирование, а также “образовательные результаты”. Мониторинг основан на статистике и социологических опросах, которые проводились и по стране в целом, и по отдельным регионам. “Опираясь на его данные, мы сможем совершенствовать политику государства на этом направлении и в конечном счете сделать образование более качественным и конкурентоспособным”, — заявил Дмитрий Медведев.
Глава Минобрнауки, в свою очередь, напомнил, что цели проведения мониторинга — это “информационная поддержка разработки и реализации государственной политики в сфере образования, проведение системного анализа и оценки состояния перспектив его развития, в том числе в части эффективности деятельности конкретных организаций, усиление результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых управленческих решений, а также в целях выявления нарушений требований законодательства об образовании”. Сегодня методика мониторинга предусматривает оценку по 158 показателям на основе сведений, собранных в рамках федерального статистического наблюдения, и еще по 14 показателям с использованием данных социологических обследований. При этом 40% от общего числа применяемых критериев характеризуют профессиональное образование, включая высшее, а еще 14% — научную деятельность в образовательной сфере, оценки работодателями качества профессионального образования и интеграцию российского образования в международное образовательное пространство.
Министр сообщил, что на сегодняшний день немногим более 55% учащихся после девятого класса продолжают учебу в школе, ориентируясь на последующее поступление в вуз, остальные идут в колледжи и техникумы. Всего же за последнее десятилетие доля выбирающих учреждения среднего профобразования выросла с 34 до 44%. “Это важная тенденция, которая говорит и о росте привлекательности системы профессионального образования, и о развитии в целом нашей системы колледжей и техникумов”, — подчеркнул Д.Ливанов. Он обратил внимание на актуальность указанных изменений в связи с дефицитом квалифицированных рабочих кадров и заметил, что и социологические обследования, и результаты мониторинга свидетельствуют об увеличении числа предприятий, заключающих договоры с учреждениями профобразования о целевой подготовке специалистов.
Еще одна тенденция в образовательной сфере — снижение числа выпускников 11 классов более чем в два раза за 10 лет. Если в 2004 году их было 1,4 млн, то в прошлом — порядка 600 тысяч. Таким образом, по словам министра, нагрузка на высшую школу снижается, что позволяет “эффективно проводить ее оптимизацию”. Одним из упомянутых им достижений стало исключение из реестра лицензий на ведение деятельности в сфере высшего образования более 450 организаций, преимущественно негосударственных и филиалов ряда государственных высших учебных заведений.
Особое внимание глава Минобрнауки уделил в своем докладе системообразующим вузам. Согласно приведенным им данным, в восьми субъектах страны, включая Архангельск, Томск, Пермь, Владивосток и др., свыше 40% российских студентов обучаются в таких университетах. По словам Д.Ливанова, “обеспечение за счет внутренней оптимизации достаточных ресурсов” для развития ведущих вузов регионов как “центров интеграции науки и образования” должно стать одной из главных задач министерства в условиях сложной экономической ситуации.
“Очень приятно, что министерство не стало запускать какие-то дополнительные опросы или сбор данных, а пользовалось уже результатами действующей статистики”, — отметил в своих комментариях к итогам мониторинга ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев. Он назвал исследование полезным и эффективным “инструментом получения сведений”, с помощью которого необходимо выстраивать целостную картину развития сферы образования, а также получать “структурированную, достоверную информацию”.
По итогам заседания Минобрнауки РФ во главе с Д.Ливановым было поручено совместно с Росстатом продолжить работу по проведению мониторинга системы образования и его совершенствованию. В докладе министра, в частности, было упомянуто, что планируется расширение перечня показателей при обязательном участии представителей экспертного сообщества, образовательных организаций и органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере образования.
Повестка правительственного заседания включала в себя вопрос, непосредственно касающийся в том числе и учащейся молодежи: о развитии физкультуры и массового спорта. В 2015 году завершается ФЦП “Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы”. В ходе заседания участники утвердили проект новой программы до 2020 года, направленной на создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, а также повышение эффективности системы подготовки спортсменов.
В рамках следующей ФЦП предусмотрен, в частности, ввод в эксплуатацию 352 малобюджетных физкультурно-спортивных объектов шаговой доступности (в том числе в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы), стоимость строительства каждого из которых не превысит 100 млн рублей.
“Общий объем финансирования мероприятий ФЦП по развитию физкультуры и спорта на период с 2016 по 2020 год составляет почти 100 млрд рублей. В планах правительства — удвоить долю активно занимающихся физической культурой и спортом граждан и к 2020 году выйти по этому показателю на средний для европейских стран уровень, то есть порядка 40%”, — сообщил Д.Медведев, добавив, что для решения столь масштабной задачи нужны новые спортивные комплексы, бассейны, спортплощадки и т.п., доступные для каждого гражданина страны вне зависимости от места его проживания, возраста и доходов. “Уменьшить разрыв в уровне обеспеченности спортивными объектами в разных субъектах Федерации — одна из главных задач новой ФЦП”, — подчеркнул он.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта Минобрнауки

Нет комментариев