Уточка с секретом

Данные первых наблюдений кометы Чурюмова-Герасименко, полученные в миссии Rosetta, опубликованы журналом Science в семи основополагающих статьях. Об этом пишет New York Times.

Бортовая камера космического аппарата, который обращается вокруг кометы 67P/Чурюмова-Герасименко, делает снимки с высоким разрешением — порядка 75 сантиметров на пиксель. Поверхность кометы, ширина которой не превышает четырех километров и форму которой часто сравнивают с резиновой уточкой, очень разнообразна. На ней есть гладкие покрытые пылью участки, есть поля, покрытые галькой, крутые утесы и обширные низины, которые могли образоваться вследствие таяния находящейся под поверхностью двуокиси углерода, сообщает New York Times. Это разнообразие удивляет, потому что кометы в общем и целом принято считать однородными, состоящими везде из одного и того же вещества. Что касается формы кометы Чурюмова-Герасименко, то определенности относительно ее происхождения нет: то ли столкнулись и слиплись друг с другом две небольшие кометы, то ли одна большая подверглась выветриванию причудливым образом. На поверхности кометы 67P ученые разглядели также волнообразные песчаные дюны, подобные тем, что есть на Земле и на Марсе, что некоторым образом обескураживает, так как у кометы нет атмосферы, следовательно, неоткуда взяться ветру, наносящему песок, а из действующих сил остается только незначительная (учитывая относительно малые размеры тела) гравитация. По словам автора одной из статей о миссии Rosetta Николаса Томаса (Nicolas Thomas) из Бернского университета (University of Bern) в Швейцарии, простые расчеты показывают, что картина с дюнами правдоподобна, если ветром считать газ и частицы, удерживаемые вместе не гравитацией, а межмолекулярным притяжением, известным как сила ван дер Ваальса.
Поверхность изучаемой кометы по ландшафту условно разделена на 19 участков, которым даны имена египетских богов, поскольку сама миссия названа в честь Розеттского камня с письменами, давшего ключ к расшифровке древних египетских иероглифов. На участке, названном по имени бога Нила Хаппи (он представляет “шею утенка”, которого напоминает комета по форме), на снимках выявлена скала, возвышающаяся почти на километр и испещренная приблизительно 30-метровыми трещинами. Однозначной трактовки такой структуре нет: видимые линии могут отражать слоистость кометного вещества, а могут быть разломами вследствие нагревания и охлаждения по мере приближения и удаления тела от Солнца. Здесь же сейчас происходят выбросы газа. В участках с гладкой поверхностью обнаружены круговые структуры, относительно происхождения которых на сегодняшний день нет никаких идей.