Буквы не горят?

Античные рукописи — свитки Геркуланума, сохранившиеся под вулканическим пеплом, — начали изучать с помощью рентгеновского синхротронного излучения. Об этом сообщает New York Times.

Единственная библиотека античной классики, дошедшая до наших дней, но недоступная для чтения, стала объектом физического исследования на Европейском синхротроне (European Synchrotron) в Гренобле. Собрание сочинений древних авторов находилось на вилле в древнеримском городе Геркулануме, который вместе с близлежащими Помпеями в 79 году нашей эры был разрушен извержением вулкана Везувий. Считается, что вилла принадлежала тестю Юлия Цезаря Луцию Кальпурнию Пизону Цезонию. Раскаленные газы и пепел, сгубившие древние города, стали своего рода консервантами для свитков, они их не сожгли, но обуглили. Рукописи были найдены в 1752 году, однако с тех пор оставались непрочитанными, потому что развернуть свитки без ущерба для их целостности было невозможно. Артефакты были приобретены Наполеоном в 1802 году и сейчас принадлежат Институту Франции (Institut de France) в Париже. Более или менее неповрежденными считаются 300 свитков.
Группа физиков из итальянского Института микроэлектроники и микросистем (Institute for Microelectronics and Microsystems) в Неаполе под руководством Вито Мочелла (Vito Mocella) “проникла” внутрь свитков, не разворачивая их, и уже прочитала несколько букв. Это удалось благодаря слабому, но различимому в рентгеновском излучении контрасту между ­обуглившимися волокнами папируса и древними чернилами, изготовленными с использованием углеродсодержащей копоти.
Как сообщает New York Times, таким образом уже распознаны отдельные буквы греческого алфавита.
Статья о физическом исследовании свитков Геркуланума опубликована итальянскими авторами в Nature Communications. До группы Мочеллы попытку прочитать обугленные рукописи физическими методами в 2009 году предпринял Брент Силз (Brent Seales) из Университета Кентукки (University of Kentucky). Он надеялся “развернуть” свитки путем рентгенолучевого компьютерного сканирования, но вулканический газ полностью обезводил папирус, а для такой томографии необходимы атомы водорода.
По имеющимся сведениям, обнаруженные свитки относятся к греческой философии, однако не исключено, что библиотека Геркуланума имела и латинскую секцию. “Для ученого было бы прекрасно иметь рукопись Виргилия, написанную при его жизни, потому что все, что есть сегодня, — это средневековые копии, претерпевшие изменения от рук переписчиков”, — отмечает профессор-классицист Нью-Йоркского университета (New York University) Дэвид Сайдер (David Sider).