Повышение на службе. Вузы гарантируют профессиональный рост.

Минобрнауки РФ, ведущие российские вузы и крупные отечественные предприятия подвели итоги реализации Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 годы.
Напомним, что целью программы было повышение качества кадрового потенциала специалистов инженерно-технического профиля отраслей промышленности и совершенствование структуры инженерной подготовки. За все время реализации программы государством в вузы было вложено 655 527 503 рубля. Сумма привлеченных средств со стороны составила 494 168 649 рублей.
Чего же удалось добиться? Приведем несколько цифр. За три года в программе приняли участие 96 образовательных организаций, которые реализовали 544 программы повышения квалификации. Заказчиками программ стало 1361 предприятие реального сектора экономики. Обучение прошли 16 594 человека, из них 5752 человека стажировались на предприятиях и в инжиниринговых центрах России, а 2087 человек —  за рубежом в 35 странах. Опрос предприятий показал, что 93% из них рассматривают программу как механизм повышения эффективности работы компании, а софинансирование обучения специалистов считают вкладом в развитие предприятия.
Программы повышения квалификации разрабатывались ведущими российскими высшими учебными заведениями в тесном взаимодействии с предприятиями. Недавно в пресс-центре МИА “Россия сегодня” состоялась встреча руководства вузов, принявших участие в программе, и представителей Минобрнауки.
Ректор Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета “ЛЭТИ” им. В.И.Ульянова (Ленина) Владимир Кутузов рассказал, как участие в этой инициативе отразилось на его вузе.
— Мы работали по нескольким приоритетным направлениям, и основные результаты не сформулировать в одном предложении, — отметил он. — У нас выросли НИОКР по тематике программ повышения квалификации. После того как повышение квалификации проходила группа даже в пять человек, у предприятия всегда появлялось желание пригласить нас к разработке новых технологий. В части специальной профессиональной подготовки те модули, которые мы разрабатывали, потом очень хорошо интегрировались в новые магистерские программы. Мы лидеры в Санкт-Петербурге по количеству целевых мест, и для нас важно, чтобы была обратная связь с работодателями, когда они через программы повышения квалификации по сути дела подсказывают, чему мы должны учить наших выпускников на старших курсах.
Благодаря программе ЛЭТИ открыл две новые базовые кафедры.
— Мы разработали новую модель базовой кафедры, которую я назвал “кадровое сопровождение жизненного цикла проектов”, — добавил Владимир Кутузов. — Сейчас в США используется такой термин, как период полураспада компетенций. Это промежуток времени, за который 50% компетенций выпускника устаревают. По истечении этого критического срока специалисту необходимо пройти повышение квалификации. Мы говорим с нашими работодателями о жизненном цикле выпускника, то есть о том, чтобы все время поддерживать их карьеру.
Программы повышения квалификации кадров вдохновили все вузы на модернизацию своих образовательных программ. В основном магистерских. Более того, участие в программе помогло многим высшим учебным заведениям обновить инфраструктуру и найти партнеров.
Ректор Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е.Алексеева Сергей Дмитриев выразил благодарность министерству за поддержку ведущих вузов.
— В результате выполнения данной программы мы создали базовые кафедры систем воздушно-космической обороны в концерне ПВО “Алмаз — Антей” Филиала №1, — отчитался он.- Недавно мы открыли базовую кафедру на Арзамасском приборостроительном заводе им. П.И.Пландина — единственном в России предприятии, занимающемся гироскопическими системами.
Позитивный эффект программы для некоторых вузов оказался в чем-то даже неожиданным.
— Мы разрабатываем профстандарты, внедряем сертификацию, — рассказала проректор Национального исследовательского ядерного университета “МИФИ” Елена Весна. — Казалось бы, что нового могла дать программа в этом направлении? Между тем она придала очень интересный импульс развитию самого вузовского образования. В этой реальной работе стало понятно, какие направления востребованы и какие конкретно компетенции нужны.
В результате в МИФИ появились семь новых магистерских программ двойного диплома. Повысили квалификацию сами преподаватели. Более того, программы заинтересовали иностранных коллег.
— Мы провели тиражирование программы и обучили специалистов из 35 стран. Мы считаем, что это наиболее яркий пример того, как далеко программа может повести за собой профессионалов, — отметила проректор.
Ректор Московского государственного университета пищевых производств Дмитрий Еделев был особенно воодушевлен.
— Если в 2012 году нам приходилось уговаривать предприятия участвовать в программе, то заявки на 2015 год уже превышают наши возможности в участии, — отметил он. — Пищевая промышленность за прошлый год выросла по отдельным секторам на 37% в связи с введением санкций и ограничениями. Программа стала одним из самых ярких примеров участия Минобрнауки в поддержке реального российского бизнеса и производства, потому что предприятия, вкладывая в повышение квалификации и развитие технологий, получают в итоге поддержку по приоритетным направлениям работы.
Словом, мнения сошлись: от реализации этой программы и вузы, и предприятия только выиграли. Все участники в один голос просят о продлении инициативы на следующие годы.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев