Золотые микробы

Основные запасы золота на Земле могли сформировать древние микробы в докислородную эпоху. Теория швейцарского ученого опубликована в февральском номере Nature Geoscience, сообщает о ней New Scientist.
Некоторые древнейшие формы жизни играли решающую роль в формировании крупнейших земных запасов благородного металла, считает геолог Кристоф Хайнрих из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (Swiss Federal Institute of Technology Zurich). Согласно его теории, процесс образования золота древними микробами мог иметь место только в промежутке, когда сухопутная жизнь уже была, а обилия кислорода в атмосфере планеты еще не было. Это означает, что такие золотые отложения сегодня уже не формируются. С момента открытия золотоносного месторождения в бассейне Уитвотерсренд в Южной Африке в 1886 году там было добыто около 40 тысяч метрических тонн золота. Это в три раза больше, чем в каком-либо единичном золоторудном месторождении и почти половина всего золота, когда-либо добытого на Земле, отмечает New Scientist. Золото скопилось 3 миллиарда лет назад, но каким образом — это предмет геологических дискуссий по сей день. Ученые не сомневаются в том, что поверхности Земли южно-африканское золото достигло благодаря эрозии золотоносных жил в гранитной горной гряде под названием Капваальский кратон, куда металл попал с лавой, из которой образовались горы. Остается неясным, как огромные золотые запасы оказались в сотнях километров южнее, в бассейне Уитвотерсренд.
По теории Кристофа Хайнриха золото, если, как предполагают многие его коллеги, и приносилось на мелководье реками, то сначала растворялось. И это золото выбрали микробные маты — сообщества микроорганизмов, создающие биопленку на мелководье. “Происходило ли накапливание золота при жизни микробов или после их гибели, нам неизвестно, но основы химии учат нас тому, что органическая жизнь восстанавливает золото из ионной формы в элементарную”, — поясняет Хайнрих. Центральным местом в его теории является то, что
3 миллиарда лет назад атмосфера была в основном лишена кислорода, который стал производиться водорослями и цианобактериями спустя полмиллиарда лет, когда началось Великое кислородное событие и в составе атмосферы появилось много свободного кислорода. До того в атмосфере преобладали серосодержащие газы — продукты вулканической деятельности, которые проливались на горы кислотными дождями. Золото лавы связывалось с серой, эти комплексы абсорбировались водой, а затем отделялись примитивными микробами, которые оставили нам залежи элементарного золота. А искать его сейчас нужно в местах, богатых углеродом, который связан с древней микробной жизнью, считает автор новой теории.