Сведут расчеты. У Рособрнадзора не будет разногласий с Союзом ректоров.

Противоречия между Рособрнадзором и Российским советом олимпиад школьников (РСОШ) в оценке знаний олимпиадников возникают из-за разницы в подходах, однако эта проблема вскоре должна разрешиться, в частности, путем согласования критериев. Обе организации сегодня работают в плотном контакте над совершенствованием системы контроля качества олимпиад, о чем на итоговом заседании РСОШ сообщила руководитель Рособр-надзора Любовь Глебова. По ее мнению, успехи студентов, принятых в вузы на основании побед в интеллектуальных состязаниях, нужно сравнивать не с показателями успеваемости тех, кто поступил по конкурсу результатов ЕГЭ, а с достижениями стобалльников, к которым приравнивают победителей олимпиад.
Глава Рособрнадзора рассказала об итогах совместных с РСОШ проверок организации олимпиад школьников. Она сообщила, что сотрудники федеральной службы приняли участие в работе 16 выездных инспекций. Инспекционные команды проверяли качество подготовки нормативной основы проведения олимпиад по семи общеобразовательным предметам в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Томске, Казани, Ростове-на-Дону и Перми. Выяснилось, что в целом регламентирующих документов достаточно, а выявленные недостатки устранимы. В частности, потребуется доработать процедуру подачи апелляций, обеспечить полную доступность информации о порядке и сроках рассмотрения, прописать порядок пользования льготой на поступление для учащихся учреждений СПО, ставших призерами олимпиад, а также уточнить требования к олимпиадным заданиям (в том числе для разных этапов соревнований) с учетом их специфики — наличия творческой компоненты — и организовать внешнюю экспертизу контрольно-измерительных материалов. Конкретный план действий Любовь Глебова предложила подготовить к осени текущего года.
Экспертному обеспечению олимпиад как одному из приоритетных направлений деятельности РСОШ уделил особое внимание в своем докладе о работе совета за прошедший олимпиадный год его председатель Виктор Садовничий. Он отметил, что экспертиза необходима и для формирования уровневого перечня олимпиад, и для выявления недочетов в олимпиадном движении. Борьба за его чистоту ведется с помощью анализа выявленных системных сбоев и ошибок и последующей выработки рекомендаций для дальнейшего совершенствования. Председатель РСОШ перечислил принципы экспертной работы совета: открытость процедур, независимость и беспристрастность экспертов, ротация состава, разделение контрольной и организационной деятельности. Возглавляют комиссии авторитетные ученые, академики и члены-корреспонденты РАН.
В общей сложности в 2010/2011 учебном году состоялись 1019 индивидуальных независимых экспертиз и 196 коллективных, в каждой участвовали не менее пяти экспертов из трех и более федеральных округов. Вышеупомянутые совместные выездные инспекции с Рособрнадзором — новация в работе РСОШ. При оценке качества олимпиад учитывались их творческий характер, новизна содержания заданий, профессиональная квалификация и опыт работы членов оргкомитета, методической комиссии и жюри, наличие традиций, уровень методической базы, возрастной диапазон участников, а также соответствие уровня олимпиадных заданий программам общего и среднего образования, достоверность представленных документов и качество информационного обеспечения.
К действенным мерам контроля за качеством олимпиад председатель РСОШ отнес и наблюдение за успеваемостью олимпиадников в высшей школе. Стабильно повторяющиеся низкие показатели учебы в вузе победителей какого-либо соревнования могут стать сигналом к серьезной проверке обоснованности его права на место в перечне олимпиад. Виктор Садовничий сообщил о результатах третьего по счету исследования успеваемости, проведенного Российским союзом ректоров в феврале-апреле. В нем приняли участие 190 федеральных и региональных вузов с бюджетной очной формой обучения, что составляет порядка 25% высших учебных заведений этой категории. Всего были проанализированы данные 150 тысяч студентов, в том числе 12,5 тысячи победителей и призеров олимпиад. Как свидетельствуют результаты исследования, олимпиадники, поступившие в 2009 году, стабильно лидировали в учебе в течение первой и второй сессий, и только в третьей их показатели начали выравниваться с отметками догоняющих сокурсников. Наиболее высокую успеваемость в вузах, по данным Виктора Садовничего, демонстрируют призеры и победители олимпиад “Ломоносов”, “Физтех”, объединенных олимпиад НИУ-ВШЭ, “Шаг в будущее”, “Покори Воробьевы горы”.
По словам Виктора Садовничего, серьезным достижением минувшего года стал заметный рост числа участников при одновременном сокращении числа олимпиад за счет ужесточения контроля за их качеством и увеличении территориального охвата олимпиадного движения. В минувшем году свои силы в интеллектуальных состязаниях школьников испытали на 200 тысяч человек больше, чем в предыдущем, всего порядка 700 тысяч из всех регионов страны. Повысилась доступность олимпиад, стало больше участников с ограниченными физическими возможностями, а также ребят из сельской местности, которых в этом году насчитывалось более 45 тысяч. Доказательство роста международного влияния российских олимпиад — приток школьников из стран СНГ (в общей сложности около 3 тысяч). Заметно выросла доля учащихся невыпускных (со 2 по 10) классов, участвующих в соревнованиях: сегодня она составляет по-
рядка 50%.
Повышается и социальная роль олимпиадного движения, стимулирующего у молодежи ранний интерес к науке, приобщающего ее к вузовской и научной среде. “Убеждены, что мы нашли хороший инструмент поиска талантливых ребят и поддержки уровня нашего образования и науки”, — резюмировал Виктор Садовничий. Его коллега Валерий Лунин, декан химического факультета МГУ и сопредседатель Международной Менделеевской олимпиады, назвал олимпиадное движение в России “одним из лучших инновационных проектов” сегодняшнего дня.
Участники заседания высказали ряд предложений по совершенствованию олимпиадной деятельности. Так, вице-президент РАН академик Александр Некипелов призвал поддержать школьников на заключительных этапах соревнований, участие в которых требует особых финансовых затрат, и активнее привлекать к спонсорской деятельности бизнес-структуры. Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов считает, что сетевые олимпиады, совместно организуемые несколькими вузами, должны получать преимущества при оценке их качества. По мнению академика Гурия Марчука, несомненным приоритетом оценки олимпиад школьников следует считать творческую компоненту. В поддержку этой позиции президент МГТУ им. Н.Э.Баумана академик Игорь Федоров подчеркнул, что олимпиада “не должна быть усложненным ЕГЭ” и экспертам следует впредь уделять особое внимание тому, насколько те или иные интеллектуальные соревнования стимулируют участников к творчеству и способствуют проявлению их будущей “профессиональной изюминки”.

Татьяна Возовикова

Фото Андрея МОИСЕЕВА

Нет комментариев