Поиск - новости науки и техники

Двое на одного. Проверку знаний студентов продублировали.

 Эксперимент по независимой оценке знаний студентов признан успешным, он будет продолжаться, а его методы – совершенствоваться. К такому решению пришли члены Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки на заседании по подведению итогов эксперимента.
Внедрить в вузах независимую проверку знаний Президент РФ Владимир Путин поручил в конце 2014 года, и уже 22 января Рособрнадзор провел первый эксперимент (см. “Сдавай, кто может”, “Поиск” №7, 2015). Напомним: студенты шести российских вузов (МГЮА им. О.Е.Кутафина, МФТИ, МГПУ, Казанский технический университет, Чеченский госуниверситет и Российский новый университет) сдавали экзамены “не своим” преподавателям, в том числе представителям других вузов. Это было главное условие эксперимента – экзаменатор проверял знания студентов, которым он лекций не читал. Всего было проэкзаменовано 363 студента.
Экзамены по 10 дисциплинам (в каждом вузе – по трем) проходили в устной форме. Ответы экзаменуемые должны были записать на бланке ведомства. За ходом эксперимента наблюдали в Ситуационном центре Рос-обрнадзора, куда велась прямая трансляция из вузов.
Бланки с письменными ответами и один экземпляр ведомостей сразу после экзамена были переданы в Рособрнадзор, где прошел следующий этап независимой оценки знаний: работу каждого из участвующих в эксперименте студентов оценивали привлеченные эксперты. Таким образом, оценки ставились дважды: очно, на экзамене, после устного ответа, и заочно – после экзамена, за письменный ответ. Процент совпадения двух оценок оказался очень высоким – 89%. Наибольшее совпадение – по “тройкам” и “четверкам”.
Как отметил научный руководитель эксперимента, ректор МФТИ Николай Кудрявцев, эксперты, оценивающие работы студентов, пришли к выводу, что оценки, поставленные экзаменаторами в вузах, хоть и оказались несколько завышенными, но в рамках допустимой погреш-
ности.
– В целом, методика прошла апробацию успешно, ее надо распространять и использовать большему числу вузов, – добавил Николай Николаевич.
Неожиданным оказался результат РосНОУ – единственного негосударственного вуза из числа участников эксперимента. Почти 20% оценок его студентов, по мнению экспертов, работавших в Рособрнадзоре, были занижены. Но, как рассказал ректор РосНОУ и председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) Владимир Зернов, студенты РосНОУ с независимым экзаменом, в целом, справились.
К сожалению, добавил он, сейчас люди нередко приходят в вуз не за знаниями, а за дипломом, и эксперимент Рособрнадзора направлен на то, чтобы изменить отношение студентов к обучению – внедрить культ знаний.
– Это только старт той кампании, которая должна начаться. Предлагаю практику независимой оценки знаний распространить на все вузы страны, – заявил ректор РосНОУ.
Уполномоченный по правам студентов в России Артем Хромов эксперимент также поддержал, однако поинтересовался, будет ли при независимой оценке знаний учитываться традиционная для российского студенчества система “автоматов”. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов ответил, что если речь идет о 5-10% от общего числа участников независимой оценки, то практика “автоматов” из жизни студентов не уйдет.
Кроме того, эксперимент будет совершенствоваться с целью разработки наиболее эффективной методики проведения действительно независимой оценки знаний.
По словам Сергея Кравцова, уже 22 вуза подали заявки на участие в эксперименте по независимой оценке знаний студентов в летнюю зачетно-экзаменационную сессию 2015 года, но принуждать к участию в эксперименте ведомство пока не будет: “всё должно быть постепенно”. Тем не менее, подчеркнул глава ведомства, при проведении контрольно-надзорных мероприятий по аккредитации вузов будет обращаться внимание на то, практикует ли высшее учебное заведение независимую оценку знаний студентов.

Арина РОДИОНОВА
Фото автора
На снимке: глава Рособрнадзора вручает ректору МФТИ Николаю Кудрявцеву благодарственное письмо “За качественную подготовку и проведение эксперимента по независимой оценке знаний студентов”.

Нет комментариев