Ближе к делу. В инженеры — со школьной скамьи.

Сегодня в России реализуется немало проектов, связанных с молодежными инновациями и инженерным творчеством. Свою поддержку в проведении некоторых из них оказывают Ассоциации инновационных регионов России и объединение “Молодая инновационная Россия”. Площадками для воплощения инициатив становятся центры молодежного инновационного творчества (ЦМИТ) и Fablab (от англ. fab lab — fabrication laboratory (“производственная лаборатория”) — небольшие мастерские, где можно изготавливать необходимые детали на станках с ЧПУ. Обычно Fablab оборудована набором универсальных инструментов, управляемых с компьютера и позволяющих сделать “почти все” из “практически ничего”. Идея глобальной сети Fablab пришла из-за рубежа: там уже несколько десятков лет активно развиваются лаборатории цифрового производства, в которых каждый желающий может воплотить свою идею в реальность. Сейчас в мире насчитывается порядка 200 лабораторий, объединенных сетевым взаимодействием, дающим возможности обмена идеями, цифровыми ресурсами и совместной работы над проектами. Похожая система открытых кружков по интересам существовала и в СССР… В Россию Fablab пришли совсем недавно: первая полнофункциональная лаборатория открылась в апреле 2012 года в НИТУ “МИСиС” в рамках совместного проекта с MIT при поддержке Департамента образования Москвы.
Для расширения деятельности Fablab и ЦМИТ была подготовлена специальная программа, разработанная исполнительным директором Ассоциации инновационных регионов России Иваном Бортником. Благодаря данной программе в нашей стране и были созданы специализированные центры молодежного инновационного творчества. Сейчас их насчитывается уже около 70, более 30 тысяч школьников и студентов занимаются в них. ЦМИТ, как новая форма обучения, ориентирована, в первую очередь, на молодое поколение. В таком центре школьник может попробовать создать своего первого робота, 3D-модель, напечатав ее на 3D-принтере, или попробовать силы в графическом дизайне. Главная цель ЦМИТ — пробудить интерес молодежи к естественным наукам и современным технологиям, научно-исследовательской и инновационной деятельности.
Основная часть оборудования для российских ЦМИТ была приобретена за рубежом несколько лет назад. Но сейчас появилась возможность закупать его у российских производителей, что поможет избавиться от многочисленных проблем, связанных со скачками курса валюты и постоянным переоформлением многочисленных документов. Каждая лаборатория располагает самым современным оборудованием (не меньше 15 единиц), среди которого фрезерный станок с большим рабочим полем, устройство лазерной резки, прецизионный настольный фрезерный станок, 3D-принтер, режущий плоттер. Более 70% ЦМИТ работают бесплатно: по договорам со школами или при университетах. Обучение проходит по нескольким направлениям: 3D-прототипирование, макетирование, промышленный дизайн, электроника, нанотехнологии, робототехника. Возрождается ряд направлений, которые были развиты в советское время, — авто-, авиа-, судостроение.
На базе “Фаблаб Политех”, которая является частью Центра технического творчества молодежи СПбГУ и создана при содействии компании “Фотомеханика”, собираются 3D-принтеры с самой масштабной рабочей поверхностью в 2 кубических метра. С их помощью можно производить детали до метра в высоту и даже “распечатать” готовый стул или стол.
— Модель уникальная, — рассказывает руководитель “Фаблаб Политех” Игорь Асонов. — У нас свои наработки, сделанные с учетом международного опыта. За границей есть 3D-принтеры похожих масштабов, но их цена в разы выше. Зарубежные авторы в принтерах используют промышленных роботов, которые сами по себе стоят несколько сотен тысяч евро. Наш же 3D-принтер собран как обычный, но больших размеров. В итоге цена ниже — почти в 100 раз.
Первый масштабный 3D-принтер был создан летом 2013 года — спустя всего 1,5 месяца после открытия лаборатории. Сейчас специалисты центра трудятся над разработкой фрезерных станков и усовершенствованием существующих 3D-принтеров. К процессу активно подключены школьники. Они занимаются сборкой моделей из конструкторов. С помощью этого своеобразного конвейера уже было собрано около 30 различных принтеров. В этом году проект развился до промышленного масштаба. Теперь сборка усовершенствованных моделей происходит также на одном из заводов Санкт-Петербурга.
В относительно молодом ЦМИТ в Ульяновске собрали настольный фрезерный трехкоординатный станок с ЧПУ. Идея его создания принадлежит школьникам. Одна из особенностей устройства — конструкторный тип (возможность сборки и разборки устройства). ЧПУ также разработали учащиеся. По словам генерального директора ЦМИТ “Воплощение” Алексея Попова, программа ЧПУ является достаточно простой, и станок работает с подключением к компьютеру. Но уже в следующем году ее усовершенствуют, и устройство сделают автономным.
— По сравнению с китайскими аналогами наша модель настольного фрезерного трехкоординатного станка с ЧПУ в некоторых технических моментах даже лучше, — уверен Алексей Попов. — А самое главное, в ее создании участвовали школьники. На форуме “Открытые инновации” на встрече с представителями ЦМИТ обсуждались вопросы взаимодействия между центрами по оборудованию. Всецело поддерживаем эту тематику и планируем поставлять свои модели. Будем активно продвигать проект в школах.

Дарья Кичигина
Фото с сайта www.i-regions.org

Нет комментариев