Япония против ООН? Ревизия итогов Второй мировой войны чревата бедой.

Пересмотр истории Второй мировой войны, недавно наглядно продемонстрированный в Варшаве, где министр иностранных дел Гжегож Схетина сообщил, что концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме освободили украинцы, а не советская армия, — это лишь один из эпизодов информационно-психологической войны, которая активно ведется против России и остатков исторического сознания европейских народов.
В тени этого заявления осталось выступление 107-го министра иностранных дел Японии Фумио Кисида (на снимке) в ходе его визита в Бельгию за день до этого (20 января 2015 года). Кисида допустил аналогию между ситуацией на Украине и проблемой “северных территорий”, как в Японии называют российские южные Курильские острова, принадлежащие нашей стране по итогам Второй мировой войны. В частности, было сказано, что речь идет об “изменении статус-кво силовым путем”. Проще говоря, Кисида осуждает освобождение в 1945 году СССР южного Сахалина и Курильских островов, входивших в то время в Японскую империю.
Российский МИД в связи с этим немедленно (21 января 2015 года) напомнил, что именно милитаристская Япония вместе с нацистской Германией, стремясь к утверждению своего господства в мире, сломали при помощи силы существовавший до начала Второй мировой войны статус-кво и оккупировали целый ряд государств. Теперь же г-н Кисида, словно вторя недавним заявлениям в Германии украинского премьера А.Яценюка и предвосхищая похожие заявления Г.Схетины, по существу пытается перевернуть историю с ног на голову, подвергнуть ревизии общепризнанное понимание причин и итогов войны.
МИД России констатировал, что Токио, к сожалению, по-прежнему не желает усвоить уроки истории. Такие провалы в исторической памяти недопустимы в год 70-летия Победы союзных держав во Второй мировой войне.
Притянутость за уши аналогии роли России в событиях на востоке Европы, в Украине, с ее ролью в утрате Японией части территорий в Северо-Восточной Азии очевидна. Но для Кисиды важна не логика, а возможность в очередной раз пробормотать про историческую несправедливость. Цель здесь — во внедрении в сознание и подсознание слушателей навязчивых идей путем многократного и многолетнего повторения. Для Кисиды это не экспромт, а оснащение новыми “аргументами” своей давней позиции “Отдайте Курилы!”.  
На фотоснимке на лацкане пиджака министра видны два значка. Верхний — значок депутата нижней палаты Парламента Японии (избран от ЛДПЯ). Нижний — в виде штандарта с голубым полем — это значок Ассоциации северных территорий, специализированной ревашистской организации, учрежденной правительством Японии. Раньше Кисида работал в кабинете Фукуды в качестве государственного министра по делам Окинавы и северных территорий (читай — Курильских островов и севера Хоккайдо). Он продолжатель давней традиции японской политической элиты, подогревающей с подачи США национальное самосознание идеей морального и территориального реванша за Вторую мировую войну.
Российская общественность должна ясно понимать, что Япония имеет целое министерство реваншизма, пытающееся распространить свое влияние на часть российской территории. Представим на минуту, что в Германии образовано министерство по делам Кенигсберга и Циндао (была такая немецкая колония в Китае). Или Россия учредила бы министерство по делам Финляндии, Малороссии и Новороссии. Это означало бы переворот в международных делах! А в Японии нечто подобное существует давно… Разрешение на такой демарш было получено вассалом от сюзерена в середине 1950-х годов, когда США запретили Японии соглашаться с нахождением Курильских островов в составе СССР.
В основе лежал политический интерес США. Он заключался в желании этой страны сначала получить авиабазу на Курилах. Об этом главкома Сталина просил президент Трумен в августе 1945 года. Не получив согласия, Штаты решили заложить конфликт Японии и СССР, даже ценой игнорирования подписи (прежнего) президента США Рузвельта на Ялтинском (Крымском) соглашении от 11 февраля 1945 года. СССР вступал в войну с Японией (которая шла уже четвертый год) на стороне США на условиях передачи Советскому Союзу Курильских островов. Это было и формой наказания азиатского агрессора за прошлое, и гарантией безо­пасности тихоокеанской части России в будущем.
Соединенные Штаты начали просить Советский Союз вступить в войну с Японией сразу после ее нападения на США 7 декабря 1941 года. По американским оценкам, без Советского Союза победа над Японией могла бы стоить американцам до 1 млн человек. До 9 августа 1945 года и даже до конца 1940-х годов им Курильских островов (чужих) было для Советского Союза не жалко.
Состояние войны между СССР и Японией было фактически прекращено актом капитуляции Японии 2 сентября 1945 года и в договорном порядке закреплено в статье 1 Московской советско-японской декларации от 19 октября 1956 года. Стороны обменялись посольствами, договорились о взаимном отказе от претензий. СССР вернул японских военнопленных, согласился на прием Японии в ООН.
Вступая в ООН с нашего дозволения, Япония подписала Устав ООН. Его статья 107 гласит, что “Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой вой­ны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям”.
Применительно к Японии это значит, что в ее отношении сохраняют юридическую силу Ялтинские и Потсдамские соглашения союзных держав (СССР, Великобритании и США — основателей ООН) о том, что пределы ее территории будут определяться этими державами.
Директивой (меморандумом) главкома американских и союзных войск в Японии генерала Макартура №677 от 29 января 1946 года из государственной и административной юрисдикции японского правительства исключены Корея, Маньчжурия (ныне часть Китая), Формоза (ныне Тайвань), Сахалин (южная часть Карафуто, так как северная уже принадлежала СССР), Курильские острова, специально оговоренные Шикотан и группа о-вов Хабомаи (Хабомадзе), то есть нынешняя Малая Курильская гряда, и ряд других территорий.  
Большая часть этих территорий находится севернее Японии. Похоже, что посредством претензий к России в отношении Курил Япония хочет создать прецедент в отношении и других так называемых “северных” территорий.
Кстати, у японской стороны нет правовых оснований ссылаться даже на договоры XIX века, по которым она получила в два приема от России Курильские острова. Любезный японской дипломатии Симодский договор 1855 года, по которому она получила южную часть Курил до Урупа, утратил силу с заключением договора 1895 года (см. статью 18), а договор 1895 года, в свою очередь, утратил силу с заключением Портсмутского договора 1905 года (см. статью 12 и Приложение №10). По результатам войны 1904-1905 годов Япония получила Южный Сахалин, но утратила правовые основания владения Курилами.
Поэтому стенания г-на Кисиды по поводу действий СССР в отношении Курильских островов — это не только попытка ревизии итогов Второй мировой войны, но и представляющая опасность как для мира в Азии, так и для международного правового порядка, попытка проигнорировать Устав ООН.  
Группой авторов (В.Зиланов, А.Кошкин, А.Плотников, С.Пономарев) недавно в издательстве “Алгоритм” выпущена книга “Русские Курилы” (3-е, дополненное издание). В ней подробно проанализирована необоснованность японских акватерриториальных претензий, приведены документы, снабженные комментариями специалистов.

Сергей Пономарев,
действительный член РГО, старший научный сотрудник Морского
государственного университета
им. адмирала Г.И.Невельского

Нет комментариев