Япония против ООН? Ревизия итогов Второй мировой войны чревата бедой. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Япония против ООН? Ревизия итогов Второй мировой войны чревата бедой.

Пересмотр истории Второй мировой войны, недавно наглядно продемонстрированный в Варшаве, где министр иностранных дел Гжегож Схетина сообщил, что концлагерь Аушвиц-Биркенау в Освенциме освободили украинцы, а не советская армия, – это лишь один из эпизодов информационно-психологической войны, которая активно ведется против России и остатков исторического сознания европейских народов.
В тени этого заявления осталось выступление 107-го министра иностранных дел Японии Фумио Кисида (на снимке) в ходе его визита в Бельгию за день до этого (20 января 2015 года). Кисида допустил аналогию между ситуацией на Украине и проблемой “северных территорий”, как в Японии называют российские южные Курильские острова, принадлежащие нашей стране по итогам Второй мировой войны. В частности, было сказано, что речь идет об “изменении статус-кво силовым путем”. Проще говоря, Кисида осуждает освобождение в 1945 году СССР южного Сахалина и Курильских островов, входивших в то время в Японскую империю.
Российский МИД в связи с этим немедленно (21 января 2015 года) напомнил, что именно милитаристская Япония вместе с нацистской Германией, стремясь к утверждению своего господства в мире, сломали при помощи силы существовавший до начала Второй мировой войны статус-кво и оккупировали целый ряд государств. Теперь же г-н Кисида, словно вторя недавним заявлениям в Германии украинского премьера А.Яценюка и предвосхищая похожие заявления Г.Схетины, по существу пытается перевернуть историю с ног на голову, подвергнуть ревизии общепризнанное понимание причин и итогов войны.
МИД России констатировал, что Токио, к сожалению, по-прежнему не желает усвоить уроки истории. Такие провалы в исторической памяти недопустимы в год 70-летия Победы союзных держав во Второй мировой войне.
Притянутость за уши аналогии роли России в событиях на востоке Европы, в Украине, с ее ролью в утрате Японией части территорий в Северо-Восточной Азии очевидна. Но для Кисиды важна не логика, а возможность в очередной раз пробормотать про историческую несправедливость. Цель здесь – во внедрении в сознание и подсознание слушателей навязчивых идей путем многократного и многолетнего повторения. Для Кисиды это не экспромт, а оснащение новыми “аргументами” своей давней позиции “Отдайте Курилы!”.  
На фотоснимке на лацкане пиджака министра видны два значка. Верхний – значок депутата нижней палаты Парламента Японии (избран от ЛДПЯ). Нижний – в виде штандарта с голубым полем – это значок Ассоциации северных территорий, специализированной ревашистской организации, учрежденной правительством Японии. Раньше Кисида работал в кабинете Фукуды в качестве государственного министра по делам Окинавы и северных территорий (читай – Курильских островов и севера Хоккайдо). Он продолжатель давней традиции японской политической элиты, подогревающей с подачи США национальное самосознание идеей морального и территориального реванша за Вторую мировую войну.
Российская общественность должна ясно понимать, что Япония имеет целое министерство реваншизма, пытающееся распространить свое влияние на часть российской территории. Представим на минуту, что в Германии образовано министерство по делам Кенигсберга и Циндао (была такая немецкая колония в Китае). Или Россия учредила бы министерство по делам Финляндии, Малороссии и Новороссии. Это означало бы переворот в международных делах! А в Японии нечто подобное существует давно… Разрешение на такой демарш было получено вассалом от сюзерена в середине 1950-х годов, когда США запретили Японии соглашаться с нахождением Курильских островов в составе СССР.
В основе лежал политический интерес США. Он заключался в желании этой страны сначала получить авиабазу на Курилах. Об этом главкома Сталина просил президент Трумен в августе 1945 года. Не получив согласия, Штаты решили заложить конфликт Японии и СССР, даже ценой игнорирования подписи (прежнего) президента США Рузвельта на Ялтинском (Крымском) соглашении от 11 февраля 1945 года. СССР вступал в войну с Японией (которая шла уже четвертый год) на стороне США на условиях передачи Советскому Союзу Курильских островов. Это было и формой наказания азиатского агрессора за прошлое, и гарантией безо­пасности тихоокеанской части России в будущем.
Соединенные Штаты начали просить Советский Союз вступить в войну с Японией сразу после ее нападения на США 7 декабря 1941 года. По американским оценкам, без Советского Союза победа над Японией могла бы стоить американцам до 1 млн человек. До 9 августа 1945 года и даже до конца 1940-х годов им Курильских островов (чужих) было для Советского Союза не жалко.
Состояние войны между СССР и Японией было фактически прекращено актом капитуляции Японии 2 сентября 1945 года и в договорном порядке закреплено в статье 1 Московской советско-японской декларации от 19 октября 1956 года. Стороны обменялись посольствами, договорились о взаимном отказе от претензий. СССР вернул японских военнопленных, согласился на прием Японии в ООН.
Вступая в ООН с нашего дозволения, Япония подписала Устав ООН. Его статья 107 гласит, что “Настоящий Устав ни в коей мере не лишает юридической силы действия, предпринятые или санкционированные в результате Второй мировой войны несущими ответственность за такие действия правительствами, в отношении любого государства, которое в течение Второй мировой вой­ны было врагом любого из государств, подписавших настоящий Устав, а также не препятствует таким действиям”.
Применительно к Японии это значит, что в ее отношении сохраняют юридическую силу Ялтинские и Потсдамские соглашения союзных держав (СССР, Великобритании и США – основателей ООН) о том, что пределы ее территории будут определяться этими державами.
Директивой (меморандумом) главкома американских и союзных войск в Японии генерала Макартура №677 от 29 января 1946 года из государственной и административной юрисдикции японского правительства исключены Корея, Маньчжурия (ныне часть Китая), Формоза (ныне Тайвань), Сахалин (южная часть Карафуто, так как северная уже принадлежала СССР), Курильские острова, специально оговоренные Шикотан и группа о-вов Хабомаи (Хабомадзе), то есть нынешняя Малая Курильская гряда, и ряд других территорий.  
Большая часть этих территорий находится севернее Японии. Похоже, что посредством претензий к России в отношении Курил Япония хочет создать прецедент в отношении и других так называемых “северных” территорий.
Кстати, у японской стороны нет правовых оснований ссылаться даже на договоры XIX века, по которым она получила в два приема от России Курильские острова. Любезный японской дипломатии Симодский договор 1855 года, по которому она получила южную часть Курил до Урупа, утратил силу с заключением договора 1895 года (см. статью 18), а договор 1895 года, в свою очередь, утратил силу с заключением Портсмутского договора 1905 года (см. статью 12 и Приложение №10). По результатам войны 1904-1905 годов Япония получила Южный Сахалин, но утратила правовые основания владения Курилами.
Поэтому стенания г-на Кисиды по поводу действий СССР в отношении Курильских островов – это не только попытка ревизии итогов Второй мировой войны, но и представляющая опасность как для мира в Азии, так и для международного правового порядка, попытка проигнорировать Устав ООН.  
Группой авторов (В.Зиланов, А.Кошкин, А.Плотников, С.Пономарев) недавно в издательстве “Алгоритм” выпущена книга “Русские Курилы” (3-е, дополненное издание). В ней подробно проанализирована необоснованность японских акватерриториальных претензий, приведены документы, снабженные комментариями специалистов.

Сергей Пономарев,
действительный член РГО, старший научный сотрудник Морского
государственного университета
им. адмирала Г.И.Невельского

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2