Ядро в ядре

В земном ядре находится еще одно ядро, составляющее самую сердцевину нашей планеты — геофизики подтвердили старую гипотезу и описали свойства глубинной структуры. С подробностями — News Bureau Illinois.
Новые методы анализа сейсмических данных позволили группе исследователей — авторов статьи в последнем номере журнала Nature Geoscience — обнаружить внутри земного ядра еще одно, которое по размерам меньше Луны. Авторы — геофизики из Университета Иллинойса в Урбана-Шампейн (University of Illinois at Urbana-Champaign) — считают, что изучение самого внутреннего ядра может рассказать, как образовалась наша планета, какова ее история, какие в ней происходят динамические процессы, и это сформирует наши представления о глубоких недрах планеты. Руководитель исследования профессор Сяодун Сун (Xiaodong Song) и его коллеги проводили сейсмическое зондирование, но регистрируя не те волны, что вызываются непосредственно землетрясениями, а те, что резонируют в отголосках землетрясений. Как поясняют авторы в публикации на сайте университета, такой сигнал, усиленный благодаря новому методу, различим яснее, чем первичная волна. При прохождении резонансных волн через ядро в центре нашей планеты выявилось неожиданное.
Внутреннее ядро, некогда считавшееся твердым железно-никелевым шаром, обнаружило сложные структурные свойства. Геофизики выявили отдельное внутреннее-внутреннее ядро, диаметр которого вдвое меньше диаметра целого внутреннего ядра. Кристаллы железа внешнего слоя внутреннего ядра выстроены в направлении север-юг. Но во внутреннем-внутреннем ядре кристаллы железа ориентированы строго в западно-восточном направлении. Кристаллы железа в самом центре Земли не только ориентированы иначе, они и ведут себя не так, как их условные аналоги во внешнем слое ядра. Это означает, что внутреннее-внутреннее ядро может состоять из кристаллов другого типа или быть в другом фазовом состоянии. “Тот факт, что мы имеем два участка, которые четко различаются, указывает нам на нечто относительно эволюции внутреннего ядра Земли”, — говорит Сяодун Сун. “Возможно, к примеру, что на протяжении истории планеты внутреннее ядро претерпело существенные деформации, и это может быть ключом к пониманию формирования Земли, ведь мы находимся буквально в ее центре”, — добавляет автор. Согласно одной из моделей образования нашей планеты, которую разрабатывали российские геологи Олег Сорохтин и Сергей Ушаков, образование ядра происходило в два этапа, что привело к возникновению плотного кольцевого слоя расплавленного железа и его окиси, который располагался над более легким веществом. Однако, по нынешним данным Суна с коллегами, плотность внутреннего-внутреннего ядра выше, чем у внешнего ядерного слоя.