В надежном месте

Швейцарские ученые изобрели совершенно новый метод кодирования данных в ДНК. С подробностями — Genome Web Daily News.

Как сообщает Genome Web со ссылкой на последний номер журнала Angewandte Chemie, Роберт Грасс (Robert Grass) из Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе (Swiss Federal Institute of Technology) с коллегами сымитировали условия, в которых существовала и была обнаружена древняя ДНК, для того чтобы сохранить в молекуле наследственности информацию для будущих поколений. Грасс и его соавторы закодировали в ДНК два исторических документа — швейцарскую Федеративную хартию 1291 года и английский перевод Палимпсеста Архимеда. Для кодирования был применен двоичный код, где нулем служили нуклеотиды ДНК, обозначаемые буквами A и C (аденин и цитозин, соответственно), а единицей — G и T (то есть гуанин и тимин). ДНК-овые исторически ценные документы выдерживали при разных температурах в течение недели в стеклянной посуде, результаты этих экспериментов позволили авторам сделать выводы о том, что данные могут оставаться сохранными в виде ДНК на протяжении 2000 лет при 10°C в Цюрихе и
2 миллионов лет при -18°C во Всемирном семенохранилище, что на Шпицбергене. В комментарии для New Scientist Грасс отметил, что, хотя в настоящее время закодировать все содержимое Википедии в ДНК обойдется слишком дорого, подобный проект помог бы оценить, какого рода информация может представлять наибольший интерес для будущих историков и сосредоточиться на ее кодировании.
“Если вы обратите внимание на то, как мы представляем себе Средневековье, то поймете, что во многом это определяется тем, какая информация сохранилась”, — отмечает Грасс, по мнению которого очень важно располагать относительно нейтральной документацией современности и сохранить для будущего именно ее. ДНК, кодирующая информацию о живых организмах в двух комплементарных цепях нуклеотидов, отличается устойчивостью к физическим и химическим воздействиям, что и делает ее особо привлекательной в качестве долговременного хранилища данных. Но она также обладает огромной информационной емкостью. В статье швейцарских ученых приводятся впечатляющие значения: один грамм ДНК может нести 455 экса­байт данных. Каждый эксабайт равен 1018 байтам, то есть эквивалентен одному миллиарду гигабайтов, что эквивалентно более чем 31 миллиону 32-гигабайтных карт памяти, флешек. Для защиты закодированных в ДНК документов на случай возможных повреждений швейцарские ученые применили код Рида — Соломона, метод коррекции ошибок, основанный на создании избыточных блоков информации, помогающих при восстановлении поврежденных данных. Его используют, например, для восстановления данных с поцарапанных компакт-дисков.