Большой семьей. Команда ИТЭР ускоряется.

Участники проекта международного экспериментального термоядерного реактора (ИТЭР) пришли к выводу, что необходимо поменять руководителя. Японец Осаму Мотоджима уходит в отставку, а генеральным директором Совета ИТЭР становится верховный представитель Франции в международном проекте Бернар Биго.
Напомним, что ИТЭР строится на территории Франции — в местечке Кадараш. А возводит его мощнейшее научное объединение самых развитых стран, в которое вошли: Китай, ЕС вкупе со Швейцарией (как одно целое), Индия, Япония, Республика Корея, Россия и США.
Перед официальной церемонией инаугурации господина Биго, намеченной на 5 марта в Париже, будущий глава проекта посетил все агентства стран — участниц проекта, в том числе и проектный центр ИТЭР в России. Господин Биго пробыл в Москве два дня, за которые успел провести рабочие встречи в Курчатовском институте с президентом центра Евгением Велиховым и директором Михаилом Ковальчуком. Он осмотрел исследовательские установки на территории центра, а также зашел в отделение сверхпроводимости, Центр обработки данных Курчатовского комплекса НБИКС-технологий.
По завершении занимательной экскурсии по “Курчатнику” состоялся круглый стол с участием Бернара Биго, где он выступил с приветственным словом перед руководителями Проектного центра ИТЭР и крупнейших институтов и предприятий, задействованных в разработке и изготовлении систем будущей установки.
— Как вы думаете, почему эти страны готовы вкладывать миллиарды на протяжении десятилетий в этот проект? А он рассчитан на 35 лет! — задался вопросом господин Биго. — Дело в том, что мировые способы подачи электроэнергии недостаточно надежны.
Сегодня 85% электроэнергии вырабатываются благодаря традиционным методам сжигания нефти, газа и др. Ученые знают, что в будущем людям понадобится больше энергии. Но откуда ее взять? Известные на данный момент источники иссякаемы.
— Термояд обеспечит человечество устойчивой энергией — чистой и безопасной, экономически выгодной, — отметил француз. — Более того, в мире очень много природных материалов, которые помогут нам ее получить.
Специалисты ИТЭР прибегают к магнитным технологиям — им предстоит создать очень мощное магнитное поле, которое на маленьких установках получить просто невозможно. Установка должна быть масштабной, а значит, очень дорогой. В одиночку ни одна страна не смогла бы реализовать такой проект, поэтому ведущие страны решили объединить свой технологический потенциал и подарить человечеству новый источник энергии.
Реализация проекта началась в 2007 году, прошло уже немало лет, но впереди еще больше! Сегодня ИТЭР переходит в новую фазу работы, то есть к непосредственному изготовлению различных компонентов, которые будут доставляться на площадку в Кадараш.
Напомним, что в рамках совместного соглашения участников ИТЭР было принято решение, что все компоненты изготовляются на территории стран, а потом поставляются на площадку. И там их уже собирают в единую машину.
Новый директор ИТЭР настроен очень серьезно. Первое, что он хочет сделать, — это провести реорганизацию. По его словам, в 2013 году в ИТЭР был проведен внутренний аудит, и по его результатам было вынесено несколько рекомендаций.
— Сейчас для многих сотрудников центральной команды организация ИТЭР — это только то, что находится в Кадараше. Национальные агентства уже как бы не члены команды. Мой план очень прост, — рассказал Бернар Биго. — Я считаю, что необходимо, чтобы и центральная команда в Кадараше, и семь национальных агентств были интегрированной организацией, единой большой семьей. Центральная команда и агентства должны быть равны и работать дружно.
К счастью, для таких преобразований не нужно вносить изменения в соглашение по ИТЭР: оно составлено так, чтобы давать возможность руководителям гибко перестраивать работу. По факту, все будут выполнять те задачи, которые они выполняли до этого, — только у генерального директора теперь будет больше полномочий. Он может принимать любое решение, касающееся проекта ИТЭР, причем как для команды в Кадараше, так и для агентств.
— На решение гендиректора никто не может оказывать давления, — добавил г-н Биго. — В настоящий момент на ИТЭР трудятся 5000 человек. Один день работы проекта стоит примерно 1 млн евро. Я понимаю, насколько важно принимать правильные и взвешенные решения. Мы просто не имеем права “разбазаривать” такие деньги. Я жду и надеюсь, что решения, которые примет директор, участники поддержат, а значит, продуктивно выполнят. Большому проекту нужен мощный руководитель.
Новый директор, похоже, не даст никому спуску. На ближайшее время у него уже есть планы. К концу 2015 года он хочет завершить разработку проекта, а также всех основных систем и компонентов. А потом на его основании создать обеспеченный ресурсами график выполнения работ по строительству до того времени, когда можно будет ввести установку в эксплуатацию.
— На сегодняшний день ни завершенного проекта, ни графика нет. Мы работаем над этим, — подытожил г-н Биго.
Кстати, Осаму Мотоджима покинет проект ИТЭР. Но нужно отметить, что никакого противостояния между ним и Бернаром Биго не было. По словам Биго, перед тем, как показать план своих действий руководителям национальных агентств, он познакомил с ним своего предшественника и тот со всем согласился.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото пресс-службы ИТЭР

Нет комментариев