Рожденный для полета. У Московского авиационного института юбилей.

Едва отшумит празднование 85-летия МАИ (национального исследовательского университета), как уже на следующей неделе его ректор Анатолий Геращенко соберется на Байконур: провожать в космос Михаила Корниенко. Правила такого — отправлять выпускников в полет — у ректоров нет, но в МАИ Михаил Борисович диплом инженера получал, кандидатскую диссертацию защищал, не раз выступал перед студентами. Он — гордость университета, и, когда позвонил, попросил проводить в непростое путешествие, ректор тут же откликнулся. Тем более, улетает М.Корниенко минимум на год. Вместе с американским врачом ему предстоит изучать, как ведет себя человеческий организм при многомесячном, а то и многолетнем пребывании вне планеты Земля. До того Корниенко и доктор-американец год провели в “бочке” в Хьюстоне, проверяли, как сработаются в экипаже. Конечно, если на околоземной орбите что-то пойдет не так, захворавшего космонавта вернут на Землю. А когда на Марс отправят? Вряд ли. Надо быть готовым прямо на борту сделать операцию…
У МАИ с космосом прямая связь: 22 его выпускника — космонавты. Даже у Бауманки вдвое меньше. Есть среди маевцев и женщины-космонавты: Светлана Савицкая и Елена Серова. Год назад на открытии Олимпиады в Сочи Серова вместе с несколькими маевцами несла флаг Олимпиады, а в этом году свое видеопоздравление прислала уже с борта Международной космической станции, четко сформулировав личное отношение к альма-матер: “МАИ — мой лифт в космос”.

Инженерная рать
Все вузы гордятся своими птенцами, но МАИ — особенно. Да и у кого еще “в роду” более 250 генеральных и главных конструкторов, руководителей научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций наукоемких отраслей? Кто может похвастать, что с его дипломов начинался научный взлет доброй полусотни академиков и членов-корреспондентов АН СССР и РАН? МАИ вырастил 60 000 офицеров запаса, сотни летчиков-испытателей, 50 генералов, десятки Героев СССР и РФ, Героев Социалистического Труда нашей страны, министров, политиков, оставивших добрый след в истории Отечества. А чрезвычайные и полномочные послы СССР и России в США, Великобритании, Франции, Чехословакии? А.Добрынин, Л.Замятин, В.Лихачев, Ю.Рыжов, И.Усачев и другие — тоже плоть от плоти МАИ. Если не выпускник, то ректор. Некоторые в дипломатической деятельности оказались столь профессиональны, что превзошли по длительности работы трех-четырех президентов стран, где трудились.
Палитра личностей МАИ ярка и разнообразна. Здесь выросли свыше 60 победителей спортивных состязаний мирового и европейского уровней, олимпийские чемпионы. На сценических площадках МАИ начинали выступать М.Кристалинская и М.Задорнов, выставлять свои работы художники и скульпторы, здесь учился “отец” Чебурашки — детский писатель Эдуард Успенский, а сатирик Леон Измайлов даже в свой артистический псевдоним включил звонкую аббревиатуру, чтобы знали люди, что он “Из МАИ”.
“Технаря можно сделать кем угодно: журналистом, артистом, лингвистом, экономистом, а вот наоборот попробуйте”, — не преминут заметить вам в МАИ, намекая на уникальность родного вуза. Изначально его создали 20 марта 1930 года на базе аэромеханического факультета МВТУ им. Н.Э.Баумана как Высшее аэромеханическое училище, но уже через пять месяцев навсегда переименовали в Московский авиационный институт (МАИ), поручив готовить конструкторов и проектировщиков практически для всех отделов и бригад ОКБ и заводов авиационной промышленности. С тех пор МАИ организован по принципу борта, то есть в совокупности все его кафедры, факультеты, центры и лаборатории способны выпустить коллектив, который сконструирует, изготовит и соберет любой летательный аппарат. И на нем все системы, чтобы летал и выполнял свои функции: перевозил пассажиров и грузы, доставлял боекомплект… Потому маевцы и дали стране целую плеяду генеральных конструкторов и директоров наукоемких производств. Их еще в стенах вуза выучили смотреть на мир широко, анализируя взаимосвязи вещей и событий. А на проработку деталей приглашать специалистов, чтобы до мелочей разбирались в специфике проектирования конструкций, технологиях и экономике производства.
Именно с таким подходом МАИ помогал создавать из заводов-втузов в Казани, Самаре вузы авиационной и аэрокосмической направленности, способствовал тому, что в Китае Пекинский и Нанкинский аэрокосмические университеты выбрали верную траекторию развития.
Сейчас в МАИ учатся 1300 иностранных студентов из 32 стран мира. Могло бы быть гораздо больше, открой вуз зарубежникам еще ряд направлений подготовки, но пока не стоит этого делать. Как ни крути, а здесь готовят инженеров оборонной тематики. Тем не менее вуз все больше открывается. Например, с сентября на 4-летнем бакалавриате по направлению “Авиастроение” вводит обучение на английском языке. А еще через год намечен запуск пилотного проекта совместной образовательной программы на базе ряда вузов Шри-Ланки, Малайзии, Индии и Кении. Первые два года студенты пройдут обучение у себя на родине, а завершать профессиональное образование приедут в МАИ, в Москве и получат дипломы, что весьма существенно, так как бренд МАИ высоко ценится в мире.
Глупыми не будут
В МАИ изначально старались учить комплексно: от системного проектирования до реализации отдельных высокотехнологичных производств. Потому вуз и гордится своими выпускниками — создателями самолетов, вертолетов, бортового оборудования, ракетной и космической техники. Их имена обычно звучат в связке с названиями наукоемкой продукции, созданной их талантом. Попробуем с ходу вспомнить несколько: Михаил Янгель — ракета “Сатана”; Александр Надирадзе — комплекс “Тополь”; Юрий Соломонов — “Булава”, Виктор Шурыгин — “Искандер”, Дмитрий Полухин — ракета-носитель “Протон”, Марат Тищенко — вертолет Ми-26, Сергей Михеев — вертолеты “Аллигатор” и “Акула”… Профессионалы назовут в десятки раз больше таких сочетаний. Кстати, Михеев — действующий преподаватель МАИ… И здесь, недалеко от метро “Сокол”, в городе авиаторов, раскинувшемся на 400 гектарах, он, как и его коллеги, продолжает учить, растить, воспитывать уникальных специалистов — подлинную элиту страны.
Вот такими инженерами, как названные звезды, надо гордиться. Это их ученики составляют сегодня кадровую основу таких предприятий аэрокосмической отрасли, как “ОКБ Сухого”, ОАО “Камов”, “РСК “МиГ”, Корпорация “Тактическое ракетное вооружение”, Московский институт теплотехники, КБ им. академика В.П.Макеева, ТАНТК им. Г.М.Бериева, и других уникальных наукоемких структур. Путь их в профессию труден, потому, наряду с учебными аудиториями, в МАИ их учат в многочисленных инновационных научно-образовательных центрах, где реально обеспечивают соединение фундаментальной теории с практикой реализации научных идей на экспериментальных и опытных производствах.
Плюс у МАИ есть семь ресурсных центров, организованных для обучения студентов, часть прямо на предприятиях, часть на основной площадке. Действует ряд конструкторских бюро, в том числе студенческих. Здесь, на Волоколамском шоссе, создан и оснащен современным оборудованием учебный Центр управления полетами, с которого можно связываться с МКС. Сохранил, а за последние годы и развил вуз свой опытно-экспериментальный завод и аэродром, где студенты осваивают парашютный спорт и управление летательными аппаратами.
Кадровый потенциал и уникальное оборудование ресурсных центров, НОЦ и центров коллективного пользования позволяют университету на современном уровне проводить профессиональную переподготовку (с объемом учебной нагрузки более 250 часов) специалистов профильных предприятий отрасли по 110 программам дополнительного профессионального образования. В МАИ лицензировано 49 специальностей послевузовского образования, аккредитовано 15 направлений подготовки аспирантов. В 2014 году почти 5000 представителей промышленности повысили квалификацию на базе МАИ, из них 4700 слушателей — по приоритетным направлениям развития университета. Ну, а зная нужды партнеров, МАИ уже на третьем курсе своим студентам настойчиво рекомендует отправляться на профильные предприятия. Там по заданию и под руководством специалистов молодежь выполняет курсовые и дипломные работы по темам, необходимым для производства. И предприятие оплачивает их труд. Говорят, что толковые маевцы-старшекурсники зарабатывают таким образом до 70 тысяч рублей в месяц. Вуз гордится, что такой вид обучения давно налажен с доброй сотней авиационных производств. “Иначе, хоть и с дипломом, глупые будут”, — просто формулирует Геращенко.
А вот то, что за выпускниками МАИ охотятся банки, профессуру не радует. Хотя, казалось бы, это явное доказательство отличной компьютерной подготовки студентов. Но здесь есть культ инженерного труда. Ради его престижа ректор (тоже, кстати, выпускник МАИ) бьется за введение обязательного ЕГЭ по физике. “У нас прием 2550 человек в год, — объясняет он. — Для 85 процентов специальностей нужно знание физики, причем серьезное. А в стране этот предмет в 2014 году сдавали порядка 170 тысяч школьников. Математику — в три с половиной раза больше. И почти каждый шестой провалил экзамен, не дотянув даже до школьной “тройки”.
Если мы намерены поднимать престиж инженерного труда, то без знания физики, то есть без массовой сдачи ЕГЭ по физике, с мертвой точки не сдвинуться”.
Но тех, кто поступил в вуз, в МАИ учат, используя самые современные технологии. Для этого в университете создана уникальная лабораторная база, соответствующая современному мировому уровню развития промышленности. Тут и натурные образцы — самолеты, вертолеты, ракеты, системы вооружения, робототехники, авионики и радиолокации, аэродинамические трубы, авиатренажеры, промышленный вычислительный томограф, установка сплавления металлических порошковых материалов, порошковый рентгеновский дифрактометр, экспериментальный вакуумный стенд для исследования плазменных двигателей космических аппаратов, комплекс оборудования для исследования микро- и наночастиц, измерительный лабораторный комплекс создания высокоточных сверхширокополосных радиосистем… Тут и первая в мире система виртуализации для CAD-приложений на базе технологий Microsoft и аппаратного комплекса Kraftway.
В Ресурсном центре в области производства летательных аппаратов (на факультете №1), как мне довелось узнать, студентов не просто знакомят с концептуальным проектированием изделий авиационной техники в среде ИT-технологий, но учат этому инженерному искусству с точки зрения командной работы путем применения комплексного анализа для принятия проектно-конструкторских решений. Причем на глазах своих же коллег.
В вузе создан ситуационный центр, напоминающий аналогичные в крупных корпорациях, только выглядит он уж очень изящно, как-то даже театрализованно. Но это первое впечатление, вероятно от нескольких рядов компьютерных рабочих мест, расположенных амфитеатром. Перед многометровым экраном четыре или пять рядов мониторов. Заметив, что я обратила внимание на отсутствие системных блоков, заместитель директора центра Виктор Мищенко поясняет: “Персоналки быстро устаревают, поэтому мы работаем в связке с суперкомпьютером МАИ, предназначенным для решения учебных задач. Участники следят за происходящим на большом экране, поделенном на шесть зон. Столько специалистов, сидящих в первом ряду, поставляют информацию, а один, выступающий в роли главного конструктора, управляет всем процессом и принимает решение. Называется это коллективной защитой при курсовом и дипломном проектировании. Завязать в единое целое такой групповой проект — занятие нелегкое, особенно если учесть, что ведут защиту студенты. Да, старшекурсники, уже прошедшие школу производства на ведущих предприятиях, но все равно молодые и не слишком опытные”.
— Опробовав же эту современную методику организации сквозного проектирования и управления конфигурацией летательных аппаратов, они обретают куда большую уверенность в собственных силах, а это для инженера дорогого стоит, — добавляет ректор Анатолий Геращенко.
Из рук, привычных к металлу
МАИ — единственный вуз в мире, имеющий лицензию на разработку авиатехники и сертификат разработчика легких воздушных судов. В этом году его Отраслевое специальное конструкторское бюро экспериментального самолетостроения (ОСКБЭС МАИ) отмечает 50-летие. За полвека здесь разработали и реализовали в металле (так как в составе КБ есть собственные опытное производство и летно-испытательный комплекс) 20 проектов летательных аппаратов. Самых разных. Один из наиболее успешных — многоцелевой двухместный самолет МАИ-223. По идее, летающая малолитражка, которая, как небольшое шустрое такси на дороге, проста в эксплуатации, да еще экономична и надежна. Разработан, испытан и хорошо себя зарекомендовал вариант самолета МАИ-223М с носовой опорой шасси. На базе того же МАИ-223 спроектирован, реализован в железе и проходит испытания опытный автожир МАИ-208. Со стороны он смотрится как глазастая стрекоза из мультика.
Строят самолет и побольше — четырехместный — МАИ-407. Что называется, бюджетный вариант. Тоже достаточно комфортный в обслуживании. При массовом выпуске этот самолет будет способен конкурировать с аналогичной импортной техникой, а главное — стать надежной учебной “партой” для подготовки кадров военной и гражданской авиации.
Одна из наиболее известных разработок КБ — семейство самолетов Авиатика-МАИ-890. Всего произведено около 350 аппаратов, которые эксплуатируют в 20 странах мира. Два варианта самолета сертифицированы как тип. На МАИ-89, предсерийном прототипе “Авиатики”, установлен официальный рекорд времени набора высоты. Он был зарегистрирован FAI (Международной авиационной федерацией). Эта же структура зарегистрировала пять мировых рекордов, установленных на спортивно-акробатическом самолете “Квант” разработки МАИ. А на самолете Авиатика-МАИ-900 “Акробат” (JuKa) одержана победа в Гран-при FAI по высшему пилотажу.
Примечательно, что у ОСКБЭС большой опыт по созданию и внедрению в эксплуатацию сельскохозяйственной авиационной техники (самолеты Авиатика-МАИ-890СХ и МАИ-223СХ), а также планеров, беспилотников и прочих аэростатических летательных аппаратов.
Что творцу непогода
Немного цифр: сегодня в МАИ и его филиалах на Байконуре, в Ахтубинске, подмосковных Химках и Жуковском учатся порядка 20 тысяч студентов; 3 тысячи из них, еще не начав писать диплом, подключаются к научной работе, ведь МАИ — Национальный исследовательский университет. Этот статус обязывает вуз за 2009-2020 годы создать центры генерации знаний с мощным материально-техническим обеспечением экспертиз и разработок. За последние пять лет (2010-2014 годы) институтом выполнено НИОКР объемом свыше 4,5 млрд рублей, получен 171 патент на объекты промышленной собственности и 264 свидетельства о госрегистрации программ для ЭВМ и баз данных. Только в прошлом году поставлен на бухгалтерский учет 81 объект интеллектуальной собственности.
Пример ценности научных разработок МАИ (НИУ) для российской промышленности — проект объемом финансирования 250 млн рублей, осуществляемый с корпорацией “Фазотрон-НИИР”, по созданию высокотехнологичного производства многофункциональных бортовых радиолокационных систем (МБРЛС) для различных носителей. По заказу Министерства обороны России за прошлый год Научный центр специальных радиоэлектронных систем и менеджмента МАИ успешно разработал и изготовил радиолокационную систему (модуль “Ка”-диапазона). Система адаптирована и проходит испытания в составе разрабатываемого беспилотного летательного аппарата “Корсар” (целевая нагрузка “Корсар-МРЛЦН”). А модуль “Х”-диапазона радиолокационной системы МБРЛС-МФ-2 размещен на беспилотном летательном аппарате “Орион”. Его опробование на штурмовиках и учебно-боевых самолетах типа Су-39 и Як-130 показало, что изделие обеспечивает уверенное обнаружение, распознавание и сопровождение целей на самых больших по сравнению со всеми другими его информационными системами расстояниях, днем и ночью, в любую непогоду, даже при сильных задымлениях, пылевых бурях, а также при полетах на малых высотах и пикировании на цель. Установка такой системы существенно расширит возможности Су-39: он, наконец, сможет вести и полноценный воздушный бой. Для этого в его арсенал включается новое вооружение с большими дальностями пуска, в том числе противокорабельные Х-31А с дальностью пуска до 110 км.
Начиная с 2012 года, выиграв конкурс Минобрнауки по предоставлению субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, МАИ совместно с ФГУП “Научно-производственное объединение им. С.А.Лавочкина” создает “Инновационный, спускаемый с орбиты аппарат — демонстратор внедрения аэроупругих, развертываемых при полете в космосе и в атмосфере элементов конструкции в космическую технику”. В 2014 году в рамках Технического предложения разработана и реализована в макетах технология опытного производства спускаемого аппарата по созданию надувных конструкций, механообработке, электронике приборного отсека, программированию аппаратуры, общей сборке, измерению и испытанию. По разработанным программам и методикам проведены испытания макетов основного и дополнительного аэродинамических тормозных устройств, макета системы наддува, макета приборного отсека и конструкторского макета изделия. Уточнены варианты аэродинамической стабилизации спускаемого аппарата за счет применения реактивных двигателей, с соответствующей подачей заявок на охрану результатов интеллектуальной деятельности, а также проработаны вопросы виртуального компьютерного моделирования прочностного состояния конструкции спускаемого аппарата, что было отражено в статьях, опубликованных в журналах из перечня ВАК.
В 2013 году МАИ в четвертой волне этого же конкурса одержал победу с проектом “Создание высокотехнологичной производственно-испытательной базы для разработки, стендовой отработки и промышленного производства электроракетных двигателей нового поколения — высокочастотных ионных двигателей малой мощности”. Проект будет реализован МАИ совместно ОАО “Конструкторское бюро химавтоматики”, а также с соисполнителями — ФГУП “Исследовательский центр имени М.В.Келдыша” и специализированной лабораторией 1-го института физики Гиссенского университета Германии.
Примечательно, что МАИ был включен в качестве опорного вуза в программы инновационного развития 11 компаний с государственным участием. Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям утвердила всего 60 таких ПИР. В их рамках институт выполняет исследования для “Объединенной авиа-строительной корпорации”, ОАО “Концерн ПВО “Алмаз — Антей”, Ракетно-космической корпорации “Энергия” имени С.П.Королева, ГКНПЦ имени М.В.Хруничева, АО “Концерн радиостроения “Вега”, ОАО “Информационные спутниковые системы” имени академика М.Ф.Решетнева”, ОАО “НПО Энергомаш имени академика В.П.Глушко”, ОАО “Объединенная промышленная корпорация “Оборонпром”. Общий объем финансирования работ только в 2014 году составил 340 млн рублей.
Опыт работы с наукоемкой промышленностью позволил МАИ принять активное участие в формировании инновационной экономики России — в программах и проектах 9 технологических платформ. И даже выступить инициатором создания трех платформ, которые сегодня служат коммуникационной площадкой для долгосрочного научно-технологического прогнозирования и разработки технологических “дорожных карт”. Речь о ТП “Авиационная мобильность и авиационные технологии”, где МАИ выступает координатором среди университетов, “Национальная космическая технологическая платформа” — тут МАИ в роли сокоординатора. И ТП “Легкие и надежные конструкции”, где МАИ участвует во множестве совместных научных работ с промышленностью.
За прошедшие со дня основания вуза 85 лет МАИ подготовил порядка 160 тысяч инженеров, и, как показал опрос, проведенный год назад, 70 процентов выпускников работают на профильных предприятиях авиационной и ракетно-космической промышленности. Неплохо. Но еще лучше было бы, найди все маевцы себе дело, соответствующее профессиональной подготовке. Чтобы видно было птицу по полету. Отечеству нужны классные инженеры — изобретатели, художники, мыслители, творцы. Ведь именно так — творец, изобретатель — переводится с французского название этой профессии. Куда как точно.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев