Общее собрание Российской академии наук: Осмысленно и аккуратно. Выступление премьер-министра Дмитрия Медведева.

Добрый день, уважаемые участники Общего собрания Российской академии наук, уважаемые коллеги! Я сердечно вас приветствую. Очевидно, что собрание — всегда важный этап в деятельности Академии наук, тем более в современных условиях. Я последний раз участвовал в собрании Российской академии наук ровно 10 лет назад в должности руководителя Администрации президента. Наверное, руководство страны должно чаще это делать, поэтому сегодня за этим столом сидит беспрецедентное количество министров. Думаю, что так должно быть и впредь.
Я не буду специально говорить какие-то комплименты залу, но очевидно, что здесь собрались именно те ученые, которые двигают нашу науку вперед, делают нашу страну сильной, эффективной. Как было сказано в докладе президентом академии Владимиром Евгеньевичем Фортовым, работа академии в прошлом году проходила в непростых условиях. Трудно с этим не согласиться. Президент академии отметил, что работа академии проходила в условиях самой масштабной академической реформы за всю ее трехсотлетнюю историю. Скажу так: я не знаю, самые ли сейчас сложные времена (здесь сидят люди, которые, может быть, гораздо опытнее меня и которые помнят другие времена), но очевидно, что работать в условиях преобразований непросто — это именно так, с этим трудно не согласиться. Особенно когда в экономике существуют известные трудности.
Впрочем, никакие преобразования не следует ни догматизировать, ни демонизировать. Хотел бы, чтобы вы тоже это от меня услышали. Модернизация академической жизни еще должна пройти проверку на прочность, и, конечно, могут быть коррективы, потому что реформы нужны не ради реформ, а ради науки и, естественно, в интересах страны. Но самый главный итог года, на мой взгляд, заключается в том, что наши ученые и в этот период продолжали получать новые научные результаты мирового уровня.
Вот уже год академия живет по новому уставу, по нему обеспечивается академией преемственность и координация фундаментальных и поисковых исследований по всей сети научных учреждений. Именно академия призвана стать объединяющей структурой, главным научно-методическим центром страны независимо от подведомственности научных организаций. И, конечно, мы продолжим преобразования, чтобы реализовать этот принцип, — продолжим осмысленно и аккуратно.
Один из самых актуальных вопросов, о котором только что сказал президент Академии наук, — это взаимодействие академии и Агентства научных организаций. Понятно, что мы только ищем здесь определенную дорогу. В настоящее время разрабатываются, как известно, правила координации деятельности между академией и Агентством научных организаций, которые будут утверждены постановлением правительства. Работа идет, правительство к обсуждению всех этих вопросов готово. Я знаю, что и Владимир Евгеньевич, и мои коллеги по правительству это делают. Если останутся какие-то неснятые противоречия, есть другие уровни государственной власти, где это можно сделать. Но я уверен, что мы сможем создать нормальную рабочую схему, поэтому то, что президент академии призвал разграничить полномочия между РАН и ФАНО, я полностью поддерживаю. Как принято говорить, Богу Богово, а кесарю кесарево. Надо сделать, правда, это предельно скрупулезно, чтобы не создавать противоречий и не умножать сущности.
В отношении собственно научной деятельности академия призвана играть первостепенную роль. Речь идет о согласовании планов проведения научных исследований, которые разрабатывают подведомственные ФАНО организации для выполнения Программы фундаментальных исследований государственных академий на 2013-2020 годы. Академия, естественно, должна и будет заниматься оценкой научной деятельности, проводить экспертизу полученных научных и научно-технических результатов. Наконец, очень важным является вопрос о согласовании кандидатур на должности научных руководителей научных институтов.
Еще одна важная тема, собственно вытекающая из того, что я сказал, — это кадровая политика. Очевидно, что нам нужно обеспечить и преемственность, с одной стороны, и мобильность наших научных кадров, облегчить их перемещение между государственным и негосударственным сектором, между научными и образовательными учреждениями, ввести конкурентные начала при выборе руководителей, стимулировать приток молодых талантливых кадров.
Вы знаете, что по нашей инициативе Трудовой кодекс был дополнен новой главой, которая устанавливает особенности регулирования труда научных работников и руководителей научных организаций. Думаю, что это справедливо. В ней, в частности, предусмотрена и конкурсная процедура замещения отдельных должностей. Перечень таких должностей, порядок проведения конкурса должен определяться федеральными органами исполнительной власти при участии, естественно, Академии наук и ряда других организаций.
Кроме того, в настоящее время мы готовим целый ряд важных решений, о которых президент Российской академии наук доложил, включая и вопросы материального стимулирования, увеличения размера ежемесячной денежной выплаты членам академии за звание академика и члена-корреспондента. Хочу вам прямо сказать: это решение будет выполнено, несмотря на то, что сейчас с деньгами не очень просто. Только что говорил об этом с министром финансов.
Но, как правильно сказал Владимир Евгеньевич, вопрос финансирования — вечнозеленый и он всегда стоял перед Академией наук, в любые времена. И в наши времена он стоит тоже, особенно в тех непростых экономических условиях, в которых находится в настоящий момент наша страна. Но и здесь академик Фортов справедливо цитировал академика Ландау, когда говорил о том, что все разговоры о том, какое сейчас трудное время, — это лишь способ оправдать свое безделье. Это справедливо, но до определенной, конечно, поры.
Правительство внесло в Государственную Думу проект изменений в бюджет. Несмотря на некоторое сокращение по определенным статьям, нам в целом удалось сохранить пропорции финансирования исследований. В этом году мы планируем в целом направить порядка 350 млрд рублей на эти цели, в том числе на фундаментальные исследования — 115 млрд рублей, на прикладные исследования — 241 млрд рублей, а всего финансирование планов фундаментальных научных исследований наших государственных академий на 2013-2020 годы составляет почти 633 млрд рублей. Будем надеяться, что бюджет не станет более жестким, хотя все-таки ситуация сегодня необычная. И это не просто причитания, связанные с тем, как трудно жить и как трудно работать. Понятно, что денег всегда не хватает, поэтому мы постоянно говорим о том, что нужно выделять приоритетные направления, причем эти направления ни в коем случае для Академии наук не должны спускаться сверху. Это должны быть ваши решения, ваш выбор. Здесь необходим, конечно, диалог между государством, между производительным бизнесом, высокотехнологичным бизнесом зачастую, естественно, академическим сообществом, высшей школой и институтами развития. Вот только такой симбиоз способен обеспечить правильный выбор главных направлений работы, чтобы интеллектуальные и материальные ресурсы сконцентрировались действительно на прорывных направлениях. Это очень важно. Сегодня многие открытия, технологические решения, как известно, возникают на стыке различных областей знаний, носят межотраслевой, междисциплинарный характер, и, конечно, это обязаны учитывать все, включая государство.
Одним из координационных механизмов научно-технологического развития должна стать национальная технологическая инициатива. Экспертами подготовлен проект ее концепции. Я рассчитываю на то, что реализация этой идеи позволит объединить усилия науки, образования, промышленности и эффективнее внедрять инновационные разработки в реальный сектор. Очень надеюсь, что Академия наук будет активно участвовать в этой работе, потому что это, по сути, меры по обеспечению нашего технологического суверенитета.
Уважаемые коллеги! Прошлый год, как известно, был не только годом преобразований науки, Академии наук, но и годом исторических свершений для нашей страны: в Россию вернулся Крым. Сегодня с нами присутствуют представители научных институтов Крыма и Севастополя. Они только встраиваются в единое научное пространство России. Знаю, что этот процесс идет не всегда гладко, и ко мне поступают такие обращения, но хотел бы всех вас здесь уверить, что и в этом случае мы намерены действовать максимально аккуратно — учитывать мнение самих научных коллективов и при этом развивать и сохранять сложившиеся академические бренды, то есть те институты, которые исторически сложились.
Я хотел бы подчеркнуть, что именно этими же принципами, то есть действовать аккуратно, в максимальной степени сохранять все, что было сделано, мы будем руководствоваться при принятии любых решений, которые связаны с работой научных организаций не только в Крыму, но и во всей стране.
И конечно, хотел бы, пользуясь этой возможностью, призвать еще раз всех присутствующих в этом зале — я имею в виду и членов Российской академии наук, и членов Правительства России — все-таки не бояться текущих проблем. В свою очередь хотел бы напомнить слова, которые сказал учитель академика Ландау Нильс Бор: “Проблемы важнее решений. Решения могут устареть, а проблемы остаются”. Это хорошие слова.
Я всех благодарю за внимание.

Фото Николая
Степаненкова

Нет комментариев