Поиск - новости науки и техники

Общее собрание Российской академии наук: Сплотиться и работать. Из доклада главного ученого секретаря Президиума РАН академика Михаила ПАЛЬЦЕВА.

О работе РАН в 2013-2014 годах
Важнейшим событием в жизни академии стало принятие закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Этот документ радикально изменил правовое положение Российской академии наук, отраслевых академий наук и их организаций и учреждений, а также порядок финансирования фундаментальных научных исследований.
В соответствии с законом в состав Российской академии наук включены Российская академия сельскохозяйственных наук и Российская академия медицинских наук. Первое Общее собрание членов Российской академии наук состоялось в марте 2014 года.
На этом собрании был принят Устав Российской академии наук, избран новый состав Президиума РАН, в который вошли представители Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии медицинских наук, вице-президенты РАН, главный ученый секретарь Президиума РАН, академики-секретари отделений РАН. Принято постановление “О предельном количестве членов Российской академии наук”.
Устав Российской академии наук был разработан Уставной комиссией РАН. В открытом голосовании участвовали академики и члены-корреспонденты всех трех академий – “старой” РАН, Российской академии сельскохозяйственных наук и Российской академии медицинских наук.
В тексте устава удалось сохранить максимальное количество академических традиций. Во-первых, это принцип преемственности. Традиции и нормы, которые в РАН вырабатывались в течение 300 лет, – академическая свобода, выборность, демократия – присутствуют в полной мере. Второе – устав полностью соответствует законодательству, то есть законам о науке, о реформе РАН, о некоммерческих организациях. И третье, введена такая норма, как ротация кадров. Одно и то же лицо не может занимать должность президента академии, вице-президента, главного ученого секретаря Президиума академии, академика-секретаря отделения академии более двух сроков по пять лет подряд.
После длительных обсуждений и согласований на уровне отдельных министерств Устав РАН был утвержден постановлением Правительства РФ 27.06.2014 г.
Как уже говорил президент РАН, мы провели большую работу по объединению трех академий. Прошли многочисленные консультации как между руководством академий, так и с властными структурами и юридическими службами. Было принято важное решение о сохранении института членов-корреспондентов, поэтому все члены-корреспонденты присоединяемых академий стали членами-корреспондентами РАН.
Мы осуществили передачу из объединенной РАН в ФАНО более тысячи научных организаций и организаций научного обслуживания и социальной сферы. При этом благодаря введенному Президентом страны В.В.Путиным мораторию, удалось сохранить кадры и имущество институтов. В этом году мораторий продлен еще на один год.
Ввиду форс-мажорных обстоятельств 9 сентября 2013 года было проведено внеочередное Общее собрание Российской академии наук, на котором рассматривался вопрос “О проекте Федерального закона “О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации”. Общее собрание приняло решение о передаче подготовленных Президиумом РАН предложений по корректировке законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации. Многие из этих предложений были приняты при рассмотрении документа в Госдуме и способствовали улучшению документа.
Начало реализации Программы фундаментальных научных исследований на 2013-2020 годы
В декабре 2012 года Правительство утвердило Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы. Были установлены направления исследований, объемы финансирования и показатели эффективности деятельности РАН. Этому предшествовала сложная и напряженная работа с Минобрнауки и Минэкономразвития.
В связи с реформированием РАН, РАСХН и РАМН потребовалась корректировка программы. На заседании Координационного совета были рассмотрены предложения Минобрнауки России, ФАНО и РАН по подготовке новой редакции программы.
Президиуму удалось добиться того, чтобы Программа фундаментальных исследований государственных академий наук была включена самостоятельным разделом в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период и Государственную программу Российской Федерации “Развитие науки и технологий”.
Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации в декабре 2012 года. В рамках указанной программы предусмотрено проведение фундаментальных и прикладных исследований институтами РАН, национальными исследовательскими центрами, представителями вузовской науки. Финансирование программы осуществляется государственными научными фондами (РНФ, РФФИ, РГНФ).
Говорить о какой-то скоординированной работе в рамках этой программы пока преждевременно. Так, совет программы собирался только один раз. Мы считаем, что для того, чтобы максимально эффективно организовать работу всех субъектов, занимающихся фундаментальной наукой и живущих по своим законам, необходимо сформировать систему приоритетов применительно к фундаментальным исследованиям и единую систему экспертизы полученных результатов. РАН еще в октябре прошлого года отправила свой вариант управления программой в Администрацию президента и правительство. Недавно в Минобрнауки состоялось совещание, в ходе которого наши подходы были в основном поддержаны.
Совместно с ФАНО в 2014 году проводилась работа по выполнению исследований в рамках конкурсных научных программ Президиума РАН и программ отделений РАН. Они в научном плане формируются и управляются академией, а финансируются ФАНО. Мы считаем, что нашли оптимальную схему взаимодействия академии и ФАНО. Сегодня по этой схеме эффективно работают 42 научные программы президиума и 30 программ отделений. В этих работах занято свыше 10 тысяч человек из 450 институтов.
Разработка предложений по формированию и реализации государственной научно-технической политики
В отчетном периоде ученые РАН принимали активное участие в разработке и экспертизе важнейших государственных документов. В их числе:

  • предложения по экономике в условиях кризиса и по выходу из него;
  • современные лазеры и экстремальные состояния;
  • доклад о состоянии научных исследований в России;
  • предложения о финансировании науки и др.

Всего за этот год по обращениям Администрации Президента и Правительства России, Совета безопасности РФ, различных министерств и ведомств Российская академия наук участвовала в разработке и экспертизе более 700 документов.
Мониторинг эффективности научно-исследовательских учреждений
Российской академии наук поручено осуществлять мониторинг и оценку результатов деятельности научных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности. Определены формы участия РАН в мониторинге и оценке результатов деятельности российских научных организаций, экспертном обеспечении вневедомственной оценки их результативности.
Кроме того, Правительство Российской Федерации в ноябре 2014 года утвердило правила, согласно которым высшие учебные заведения, осуществляющие фундаментальные и поисковые научные исследования за счет бюджетных средств, должны представлять в Российскую академию наук отчеты о проведенных исследованиях, а также о полученных научных и научно-технических результатах.
Расширение круга организаций создало дополнительные проблемы. Например, в группу научных организаций, занимающихся сходными проблемами, целесообразно включать не высшее учебное заведение в целом, а только соответствующий факультет вуза. В то же время факультет в соответствии с законодательством об образовании не является юридическим лицом и не может самостоятельно представлять в РАН какие-либо отчеты.
В итоге, если научные организации в основной массе исправно выполняют указанное выше Постановление Правительства РФ №1195, то высшие учебные заведения в большинстве случаев пока этого не делают.
До сих пор нет ясности в порядке использования оценки научных результатов, проведенной РАН. В действующем порядке оценки результативности ни роль РАН, ни значимость оценки научных результатов никак не определены.
Данный вопрос обсуждался в декабре 2014 года на заседании Совета по науке и образованию, по итогам которого Президентом Российской Федерации поручено Правительству РФ обеспечить осуществление РАН функций по мониторингу и оценке результативности деятельности научных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности.
О выполнении поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета по науке и образованию 8 декабря 2014 года
8 декабря 2014 года прошло заседание Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. По результатам заседания были подготовлены и подписаны Президентом РФ В.В.Путиным соответствующие поручения.
За выполнение большинства из них отвечают три стороны: Президиум Совета при Президенте РФ по науке и образованию (по сути, Администрация президента), правительство (эта работа поручена Минобрнауки и ФАНО) и Российская академия наук. Таким образом, в управлении наукой формируется новая система принятия решений, в которой РАН является одним из главных игроков. Это соответствует закону о реорганизации госакадемий (ФЗ №253), где обозначены новые функции РАН по формированию и реализации научной политики.
На Российскую академию наук возложено обеспечение координации деятельности по разработке и реализации Национальной технологической инициативы с учетом ранее данных поручений.
РАН участвует в формировании концепции Национальной технологической инициативы совместно с Агентством стратегических инициатив и Администрацией Президента Российской Федерации.
Проект Концептуальных основ Национальной технологической инициативы разработан НОУ РАН, рассмотрен на заседании Президиума РАН, на котором проведенная работа по подготовке проекта одобрена, а также принято решение создать при Президиуме РАН Совет по научно-технологическому прогнозированию.
Состоялась рабочая встреча президента РАН академика В.Е.Фортова и академика С.Ю.Глазьева с представителями Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов. Подготовленные материалы направлены помощникам Президента РФ А.А.Фурсенко и А.Р.Белоусову.
Необходим правовой акт, который внесет ясность в отношения РАН и ФАНО и окончательно оформит основную идею закона о реорганизации РАН. Не ту, которую изначально закладывало Минобрнауки, – о превращении академии в клуб ученых, а другую, которая была сформулирована благодаря вмешательству Президента страны: ученые занимаются наукой, а хозяйственники – имуществом. К сожалению, закон готовился в спешке, многое в нем не учтено, поэтому работать с ним трудно. Да, заключено соглашение о сотрудничестве между РАН и ФАНО, приняты регламенты по ряду направлений взаимодействия, создан Научно-координационный совет. Однако все это – лишь попытки решить частные вопросы, не касаясь основных.
Когда данная тема обсуждалась на президентском совете, было решено закон пока не трогать, а попытаться исправить ситуацию подзаконными актами. На наш взгляд, необходимо четко указать, что правительство делегирует РАН полномочия учредителя академических организаций в части управления научным процессом, а ФАНО – в части хозяйственной и финансовой деятельности. На днях президент РАН передал наши предложения руководителю ФАНО.
Минобрнауки и агентство имеют свою точку зрения по этому вопросу, которая принципиально отличается от нашей. Теперь предстоит найти компромиссный вариант. Конечно, лучше было бы предварительно договориться. Но если это не получится, вопрос придется выносить на решение Правительства и Президента Российской Федерации.
РАН совместно с Минобрнауки, ФАНО России, РФФИ, РГНФ и РНФ вырабатывает единые подходы к объединению интеллектуальных ресурсов и научной инфраструктуры организаций при выполнении крупных мультидисциплинарных проектов. Подход Минобрнауки и ФАНО состоит в создании под каждый проект специальной организации с правами юридического лица. На наш взгляд, такой вариант вряд ли удастся реализовать. Мировой опыт показывает, что гораздо эффективнее организация консорциумов из самостоятельных институтов. Так реализовывались атомные, космические и многие другие проекты и у нас, и в США. В каждом конкретном случае необходим свой набор решений.
Создана совместная рабочая группа ФАНО – РАН по реструктуризации сети академических научных организаций. На первом заседании рабочей группы была высказана позиция РАН по принципам совместной работы, изложенным в утвержденном РАН и ФАНО регламенте по проведению реструктуризации. Подверглись обоснованной критике цели, принципы и методы проведения ФАНО реструктуризации научных организаций.
В конце апреля текущего года планируется завершение работы по формированию приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ с учетом необходимости снятия критической зависимости от зарубежных разработок и технологий.
Во исполнение Плана содействия импортозамещению в промышленности, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации, подготовлены и направлены в Минпромторг РФ 222 предложения в отраслевые планы импортозамещения. Больше всего было предложений по разделу “Фармацевтическая и медицинская промышленность/медицинская техника” – 68.
В одном из поручений говорится о необходимости внести изменения в Программу фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы) и в Программу фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2013-2020 годы.
Программа госакадемий работает с 2012 года и, разумеется, нуждается в корректировке. Мы попросили Минобр-науки, ФАНО, отделения РАН и другие госакадемии дать предложения по внесению изменений в программу. Эти предложения рассмотрены на заседании Координационного совета в марте.
В соответствии с Поручениями Академия наук должна участвовать в формировании кадрового резерва для замещения должностей руководителей подведомственных ФАНО научных организаций.
После выхода закона, ограничивающего возраст директоров институтов и их заместителей, не во всех институтах нашлась адекватная замена действующим руководителям. РАН всегда ориентировалась на сильных ученых, обладающих широким научным кругозором и имеющих навыки организационной работы. Таких людей действительно надо готовить. Как это делать? Можно взять в качестве образца систему подготовки кадрового резерва госслужащих. Мы провели предварительные переговоры с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. Академия может готовить рекомендованных нами претендентов, они получат диплом, который при прочих равных условиях служит основанием для назначения на должность руководителя.
Предложения по финансированию научных исследований
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №599 поставлена задача увеличения к 2015 году затрат на исследования и разработки до 1,77% ВВП. Достижение установленного показателя возможно в среднесрочной перспективе при условии изменения структуры экономики в пользу наукоемкого высокотехнологичного производства, а также стабильного опережающего роста ассигнований федерального бюджета на научные исследования и разработки.
В 2012 году на гражданскую науку из средств федерального бюджета (без учета расходов на космические исследования) было выделено 322,6 млрд рублей (на фундаментальные исследования – 86,0 млрд рублей); в 2013 году – 341,5 млрд рублей (на фундаментальные исследования – 90,8 млрд рублей); в 2014 году – 370,5 млрд рублей (на фундаментальные исследования – 113,6 млрд рублей).
В 2014 году из федерального бюджета подведомственным ФАНО России научным организациям было выделено 109,7 млрд рублей, что на 1,4% больше, чем в 2013 году (108,2 млрд рублей). При этом ассигнования на фундаментальные исследования в 2014 году были сокращены на 16,5% и составили 79,5 млрд рублей (в 2013 году – 95,2 млрд рублей). Такое сокращение не может не вызывать тревогу. Общие вопросы финансирования фундаментальных и поисковых научных исследований решаются в рамках Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период. В настоящее время готовится ее корректировка. Есть опасения, что объемы ассигнований из федерального бюджета на реализацию мероприятий программы будут снижены в связи с кризисными явлениями в экономике.
Мы считаем, что приоритет в финансировании фундаментальных исследований должен оставаться за академическим сектором. Увеличение темпов финансирования вузовского сектора науки по сравнению с академическим, вероятно, повысит эффективность фундаментальных исследований в вузах, но на это потребуется значительное время. И это не должно осуществляться за счет снижения финансирования академических институтов.
Одной из форм увеличения бюджета на фундаментальные исследования является финансирование через гранты государственных научных фондов – Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований и Российского гуманитарного научного фонда. Однако грантовая форма не может подменять собою базовое (сметное) финансирование фундаментальных исследований – а тенденции к этому налицо.
В российских условиях необходимо нахождение оптимального баланса между различными формами финансирования, поскольку каждый вид имеет конкретное назначение. Базовое финансирование необходимо для поддержки материальной базы научных организаций, обеспечения базового уровня заработной платы в организациях государственного сектора науки. Грантовое финансирование оптимально при поддержке поисковых и инициативных исследований. При этом необходимо повысить прозрачность деятельности государственных научных фондов, включая введение обязательной публикации финансовой отчетности и установление практики обоснования отказов в выдаче грантов.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона №253, Общее собрание членов Российской академии наук представляет в Правительство РФ рекомендации об объеме средств, предусматриваемых в федеральном бюджете на очередной финансовый год на финансирование фундаментальных и поисковых научных исследований, проводимых научными организациями и образовательными организациями высшего образования, и о направлениях их расходования. Эти рекомендации должны основываться на следующих основных принципах:
– комплексность, под которой понимается максимальная широта выбора перспективных и приоритетных направлений фундаментальных научных исследований и согласованность использования государственной финансовой поддержки этих исследований;
– концентрация ресурсов на основных направлениях фундаментальных научных исследований, определенных научным сообществом;
– обеспечение стабильности финансирования фундаментальных научных исследований в Российской Федерации;
– содействие междисциплинарной кооперации российских фундаментальных научных школ;
– расширение конкурентной среды в организациях, участвующих в реализации Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013-2020 годы).
С учетом всего сказанного мы можем предложить Общему собранию следующий вариант финансирования на 2016-2018 годы (см. таблицу).
Предложения разработаны на основе нового макропрогноза социально-экономического развития страны, подготовленного Минэкономразвития РФ.
Международные связи
В 2013 году академия имела 116 соглашений о научном сотрудничестве с зарубежными странами, а также участвовала в осуществлении 8 межправительственных соглашений. В связи с реорганизацией государственных академий наук добавились еще 186 соглашений РАСХН и РАМН с академиями наук и научными организациями более чем 60 стран мира.
В рамках соглашений в 2013 году были командированы за рубеж 1223 российских ученых. Институтами было подписано более 260 протоколов о сотрудничестве с зарубежными партнерами.
В связи с реорганизацией академии и переводом учреждений РАН под юрисдикцию Федерального агентства научных организаций в 2014 году научный обмен в рамках соглашений полностью прекратился.
В 2014 году РАН подписала планы совместных исследований на 2014-2016 год с Национальным советом исследований Италии и Национальным центром научных исследований (Франция).
Российская академия наук осуществляет членство в международных неправительственных научных организациях. Ученые и специалисты РАН участвуют в научных конгрессах, конференциях, генеральных ассамблеях, в работе руководящих и рабочих органов, глобальных программах и научных проектах, получают научную литературу, материалы информационного характера, пользуются сетями и банками данных. В качестве членских взносов РАН внесла в международные организации свыше 1787 тыс. долларов США.
* * *
Мы находимся в труднейших условиях перемен. Перед академией и ее членами стоят новые требования. Главная задача нашей академии в это непростое время – сплотиться и работать, сохранить и в дальнейшем положительную динамику развития, обеспечить возрождение отечественной науки, поскольку экономика страны не может развиваться в отрыве от науки, тем более в такой сложный для нашей страны период.

Нет комментариев