Укрупняйся, кто может

Оптимизация структуры негосударственных вузов и филиалов становится не только актуальной, но и жизненно необходимой. В системе вузов (филиалов), подведомственных Министерству образования и науки РФ, задача оптимизации решается уже несколько лет. Несмотря на сопротивление ректоров и коллективов вузов, результаты, которые хочет получить Минобрнауки, медленно, но достигаются.
Что же касается негосударственного (частного) сектора системы образования России, то складывается такое впечатление, что он не осознал еще всей серьезности происходящих процессов, и кроме имитации оптимизации, реструктуризации, сокращения количества негосударственных вузов и их филиалов ничего реально не делается. Об этом говорил руководитель Рособр-надзора Сергей Кравцов на собрании Ассоциации негосударственных вузов России (АНВУЗ) 27 февраля 2015 года.
Руководить процессом оптимизации негосударственного сектора, направлять эту деятельность должна Ассоциация негосударственных вузов России. Если этого не произойдет, то Министерство образования и науки РФ “оптимизирует” сеть негосударственных вузов и филиалов по своему усмотрению. И не факт, что в процессе этой “оптимизации” на рынке образовательных услуг России останутся негосударственные конкурентоспособные, сильные, качественные вузы.
Ректор Санкт Петербургского университета управления и экономики (СПбУУиЭ) Олег Смешко направил в АНВУЗ предложения по активизации ее деятельности, разработанные на основе опыта работы СПбУУиЭ, где ассоциации предлагается:
1. Выступить инициатором реальных процессов оптимизации системы частных вузов и их филиалов. Для этого провести качественный, всесторонний анализ высших учебных заведений, входящих в ассоциацию, для определения головных вузов (филиалов), которые могут выполнить роль “точек роста” и на базе которых должны пройти реорганизационные мероприятия по укрупнению, с целью создания крупных конкурентоспособных образовательных организаций, предоставляющих качественные образовательные услуги.
2. Совместно с Министерством образования и науки РФ на основе вариантов объединения, поступивших от вузов и филиалов, разработать модель (“дорожную карту”) оптимизации образовательных организаций негосударственного сектора.
3. Согласовать список негосударственных вузов и филиалов по регионам, которые должны в установленные сроки провести реорганизационные мероприятия, образовав в каждом регионе не более двух-трех региональных негосударственных университетов.
4. Решить с Министерством образования и науки РФ вопрос о предоставлении “каникул” сроком на один год для проведения реорганизационных мероприятий, в течение которых объединяющиеся вузы не будут подвергаться проверкам и другим процедурам (мониторинг эффективности деятельности образовательных организаций) со стороны контрольно-надзорных органов.
5. Запретить государственным структурам быть учредителями частных вузов, передавать им в аренду помещения и оборудование госвузов и других госструктур, а госслужащим работать на руководящих должностях в негосударственных вузах.
6. Совместно с Комитетом Государственной думы РФ по образованию подготовить и внести коррективы в действующие законодательные акты об образовании, прописав указанные выше предложения о негосударственном (частном) секторе высшей школы. Нужно также ввести понятие бизнес-образования и ограничить создание и деятельность негосударственных образовательных учреждений (НГОУ) при отсутствии собственных площадей или арендуемых только у частного сектора (бизнес-структур), штатного персонала и минимальной общей численности студентов всех форм обучения в вузе от 8000-10000 человек, в том числе в филиалах не менее 500-700 человек.
7. Вузы, не выполняющие указанные выше требования, должны лишаться прав выдачи госдипломов.
В ряде регионов сложилось странное положение: в негосударственных вузах бывает трудно найти что-либо частное, независимое от государства. При многих госвузах на их площадях созданы частные образовательные структуры, учрежденные этим же вузом и работающие под руководством его сотрудников. По сути, это структуры госвуза. К таковым относятся и его филиалы в регионах РФ — они аналогичны платным отделениям, но в госвузах именуются негосударственными образовательными учреждениями.
Необходимо проверить учредительные документы всех НГОУ и другую документацию с момента их создания — договоры аренды площадей, оборудования и пр., трудовые книжки руководителей.
Объединение НГОУ в региональные университеты сделает высшее образование в частных вузах лучшим, независимым от госструктур и аффилированных с ними организаций с госучастием, не являющихся на все 100% частными или бизнес-структурами. Убежден, что только такое объединение позволит негосударственным вузам улучшить показатели своей деятельности и даст возможность занимать высокие места в международных рейтингах.
Руководитель Рособрнадзора С.Кравцов настоятельно советовал НГОУ объединяться, а тем, кто не готов к мониторингу 2015 года, прекратить свою деятельность до госпроверок и судебных разбирательств.
По итогам мониторингов 2013-2014 годов было проведено 624 проверки лицензий, 357 организаций исключены из реестра. Количество вузов и филиалов в России сократилось с 2,5 тысячи в начале сентября 2013 года до 1,9 тысячи в 2014 году.
В Санкт-Петербурге по результатам мониторинга в 2014 году из 52 негосударственных вузов города только 6 были признаны эффективными. Причем в 4 из них приведенный контингент студентов составлял от 15 до 50 человек, а в графе мониторинга “Инфраструктура” стояли нули.
Санкт-Петербургский университет управления и экономики неоднократно обращался с конкретными предложениями об объединении к негосударственным вузам города, проводил совещания по этим вопросам. Однако никто не захотел объединяться — в том числе на базе СПбУУиЭ, имеющего в собственности учебно-лабораторную базу площадью около 30 000 кв. м, где более 1,5 тысячи преподавателей ведут подготовку 20 тысяч студентов по 84 направлениям и профилям обучения. Научно-методическое руководство СПбУУиЭ осуществляет Отделение общественных
наук РАН.
И сегодня учебные структуры с очень малым количеством студентов продолжают свою работу, несмотря на неудовлетворительное качество образовательных услуг.
В соответствии с приказом Минобрнауки России №154 от 6 марта 2015 года, для проведения мониторинга эффективности в 2015 году все вузы должны представить в Минобрнауки РФ до 20 апреля 2015 года данные о деятельности своих образовательных организаций и филиалов.
Результаты мониторинга будут опубликованы до 30 мая 2015 года. Они станут “дорожной картой” для новых проверок Рособрнадзора, и для многих НГОУ эти проверки окажутся последними. Важно или сойти с дистанции вовремя, или объединиться на качественно новом уровне.
Ассоциация негосударственных вузов России должна стать опорой НГОУ для успешного проведения оптимизации и сохранения высших учебных заведений частного сектора. В противном случае события будут развиваться по сценариям Министерства образования и науки РФ.

Виктор ГНЕВКО,
президент СПбУУиЭ, Заслуженный деятель
науки РФ
Фото Михаила ШИРОЧКИНА

Нет комментариев