Знать, как взять. Пришло время вдохнуть жизнь в старые месторождения.

В Институте проблем нефти и газа (ИПНГ) РАН разработана принципиально новая программа повышения добычи нефти в тех местах, где, казалось бы, ее запасы исчерпаны, о чем можно судить по неуклонно снижающемуся объему извлекаемых на традиционных месторождениях углеводородов. Насколько актуальна необходимость реализации этой программы? Может быть, более выгодно сосредоточить усилия на освоении новых нефтегазоносных площадок? На вопросы корреспондента “Поиска” отвечает директор ИПНГ РАН академик Анатолий ­ДМИТРИЕВСКИЙ.

— Выход на новые территории требует значительных капитальных вложений, — объясняет Анатолий Николаевич. — Существенные средства придется вкладывать в детальное изучение их геологического строения и перспектив добычи нефти и газа, особенно в труднодоступном Арктическом бассейне. Еще большего объема затрат потребует создание инфраструктуры, необходимой для добычи и транспортировки нефтепродуктов.
— А что обещает предлагаемая вами программа?
— Исследования, проведенные специалистами ИПНГ РАН в последние годы, позволили сделать очень важный в практическом отношении вывод. Благодаря использованию инновационных технологий на старых выработанных пластах можно повысить нефтедобычу в стране к 2021 году на 120 млн тонн. На достижение этой цели и рассчитана созданная нами программа “Возрождение старых нефтегазодобывающих регионов России”.
— К чему может привести дальнейшее применение традиционных методов добычи на известных нефтяных месторождениях?
— Если не будут срочно внедрены новые инновационные технологии, то к 2020-2022 годам добыча “активных” запасов нефти в стране может сократиться на 45-50 млн тонн. Из разработки будет выведена значительная часть месторождений-гигантов с запасами легкой, маловязкой нефти. Снижение пластового давления делает менее эффективной и более дорогостоящей добычу сеноманского газа на месторождениях Западной Сибири.
— Анатолий Николаевич, какую оценку, по вашему мнению, можно поставить использованию ресурсной базы нефтяной отрасли?
— К сожалению, низкую. К такому же выводу пришла и Центральная комиссия по разработке месторождений полезных ископаемых — ЦКР Роснедра. Она провела проверку выполнения соответствующих требований в этой области и выявила отставание фактического уровня добычи нефти от того, что следовало получить согласно утвержденным показателям. Комиссия пришла к выводу, что ежегодный прирост добычи нефти можно увеличить на десятки миллионов тонн.
— Чем удастся обеспечить такой высокий прирост?
— Анализ, выполненный ЦКР Роснедра еще три года назад, показывает: для того чтобы этого добиться, нужно, первое, ввести в разработку запасы нефти категории С2; второе, вовлечь в разработку простаивающие запасы нефти; третье, внедрить технологии, повышающие коэффициент извлечения нефти. И последнее, необходим вывод из простоя бездействующих сегодня скважин.
Решающую роль в выполнении этих задач и в целом в реализации программы “Возрождение старых нефтегазодобывающих регионов России” сыграют ученые РАН, создавшие инновационные технологии в кооперации с лучшими отечественными производственными компаниями. Новые технологии сделают более эффективными все стадии проведения работ, начиная с поиска и разведки месторождений и кончая их эксплуатацией. Только в этом случае можно будет реально увеличить добычу нефти.
— Какие задачи планируется решать при проведении геологоразведочных работ и какие новые виды исследований планируется в них использовать?
— Разведочный комплекс работ призван выявить на основе сейсмоакустических исследований места скоплений нефти и целиков остаточной нефти. Сами работы и интерпретация их результатов выполняются с использованием метода эмиссионной сейсмоакустической томографии одновременно наземными и скважинными средствами наблюдения в режиме пассивной сейсмики, путем выделения в эмиссионной составляющей сейсмо­акустического фона волновых динамических 3D-образов флюидодинамических процессов в продуктивных пластах.
Российскими учеными разработаны уникальные технологии воздействия на прискваженную продуктивную зону, обеспечивающие независимость отечественной нефтегазовой промышленности от импорта аналогичных технологий из-за рубежа. К ним относится, например, плазменно-импульсное воздействие на продуктивные пласты с использованием специальных режимов работы плазменных излучателей. В этом случае энергия плазмы преобразуется в ударную волну, которая в зависимости от мощности воздействия или образует разрыв пласта, или формирует “облако” небольших трещин. Эта уникальная методика базируется на фундаментальных исследованиях академиков Я.Зельдовича и В.Глухих, профессоров А.Молчанова и В.Николаевского.
Применение перспективной отечественной методики позволяет увеличивать проницаемость прискважинной зоны, оптимизировать гидродинамическую связь нефтяного пласта со скважиной за счет очистки старых и создания новых фильтрационных каналов и, кроме всего прочего, добиваться ответных резонансных колебаний пласта, многократно усиливая эффект воздействия.
Очень важно, что вся операция по увеличению прискважинной зоны происходит за один спуск-подъем. Это обеспечивает технологическую, экологическую безопасность, кроме того, методику можно успешно применять и в скважинах с горизонтальным окончанием.
— Кроме этой, какие еще из разработанных в России технологий способствуют повышению добычи углеводородов?
— Следует упомянуть так называемую операцию “георыхление”, результатом которой становится растрескивание и разрыхление породы в окрестности скважины, благодаря чему образуется новая система фильтрационных каналов. Причем эффект достигается не путем внешнего техногенного воздействия на продуктивные пласты, а за счет использования внутренних сил — литостатического и пластового давления нефти и газа.
Для повышения дебитов углеводородного сырья на скважинах с обводненными запасами легкой маловязкой нефти представляется целесообразным применение эффективной технологии “Темпоскрин-люкс”. Она обеспечивает высокую экономическую отдачу: удается получить 58 рублей на каждый вложенный рубль и добывать самую дешевую нефть, стоимость которой 1,2 доллара за баррель. Внедрение этой технологии на обводненных месторождениях, вступивших в позднюю стадию добычи, позволит до 2021 года дополнительно получить 120 млн тонн легкой маловязкой нефти.
Следует отметить и созданную в России технологию снижения песко- и водопроявлений. При ее применении за счет процесса “самоорганизации” укрепляется присважинная зона продуктивного пласта. Это даст возможность продлить “жизнь” сеноманских залежей Уренгойского, Медвежьего и Ямбургского месторождений и повысить эффективность добычи низконапорного газа, запасы которого в Западной Сибири превышают 5 трлн куб. метров.
— Повысить добычу углеводородного сырья могут, видимо, не только перспективные технологии, но и использование скрытых резервов, таящихся в недрах старых регионов нефтегазодобычи. Все ли они взяты на учет?
— Обнаружить такие резервы поможет инвентаризация месторождений с целью выявления ресурсов матричной нефти — аналога сланцевой нефти для карбонатных массивов. Примером выявления таких резервов может служить открытие запасов матричной нефти в пределах Оренбургского газоконденсатного месторождения. По оценке Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, объем этих запасов превышает 2,5 млрд тонн. При гидрогенизации матричной нефти помимо традиционных дистилляционных углеводородных фракций получают ценные редкие и редкоземельные металлы, углеродное волокно, нанотрубки, наносорбенты, катализаторы и новые композитные материалы.
Ученые РАН уверены, что применение перспективных инновационных технологий поиска и разведки углеводородного сырья, восстановление и интенсификация его добычи в существующих скважинах, комплексное использование всей имеющейся геолого-геофизической информации позволят существенно повысить эффективность освоения нефтегазовых запасов в традиционных регионах.

Записал Михаил БУРЛЕШИН

Нет комментариев