Через шестые руки. Мир теснее, чем кажется.

В течение двух дней в старинном особняке Берга (в этом здании сегодня размещается Посольство Италии в РФ) и в Институте всеобщей истории РАН проходил итало-российский коллоквиум “Россия — Италия: эпоха Просвещения”. Это мероприятие продолжило цикл регулярных встреч ученых двух стран, в ходе которых обсуждаются результаты совместных исследований как в естественно-научных, так и в гуманитарных областях.
Открыли коллоквиум и приветствовали участников встречи посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини, директор Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян и ректор Туринского университета Джанмария Айани. Прозвучали сообщения о вкладе итальянских ученых в международные исследования эпохи Просвещения профессоров Туринского университета Винченцо Ферроне и Пьерджорджо Одифредди, а также доклад профессора С.Карпа из Института всеобщей истории РАН “Теория шести рукопожатий в действии, или Рассказ о том, как был тесен мир в XVIII веке”.
Как следует из доклада российского ученого, традиционное представление о Просвещении как о культурном феномене, действие которого ограничивалось европейскими странами и сферой их влияния, в последнее время изменилось и обогатилось представлением об этой эпохе как о новой стадии глобального взаимодействия культур. Это утверждение С.Карп проиллюстрировал рассказом о том, как действовала в XVIII веке теория шести рукопожатий, выдвинутая в 1969 году американскими психологами Стэнли Милгрэмом (Stanley Milgram) и Джеффри Трэверсом (Jeffrey Travers). Согласно этой теории, каждый человек опосредованно знаком с любым другим жителем планеты через цепочку общих знакомых, в среднем состоящую из пяти-шести человек.
Историк изучил, каким образом оказались связаны между собой знаменитый итальянский поэт и драматург Витторио Альфьери (1749-1803) и правитель Японии Иэнари Токугава (1773-1841), 11-й сёгун (с 1787 года) из этой династии, а также показал, какую роль сыграла в установлении этой условной “связки” Россия. В докладе прослежена цепочка исторических событий, связывавших Витторио Альфьери и молодого русского дворянина Алексея Нарышкина, отправившегося в Турин с секретным поручением — прозондировать возможность установления прямых дипломатических отношений между Россией и Сардинским королевством. От Нарышкина тянутся нити к французскому философу Дени Дидро, от Дидро — к российскому ученому (химику, экономисту) финского происхождения Эрику Лаксману, от Эрика Лаксмана — к капитану японского сухогруза Дайкоку Кодаю, а от Кодаю — к сёгуну Иэнари Токугава.
По словам С.Карпа, эта, казалось бы, невероятная связь стала возможной и реализовалась, несмотря на все препятствия и расстояния, поскольку в XVIII столетии мир одновременно “расширился” и “уменьшился” — из-за расширения масштабов затеваемых дел и резкого роста мобильности людей.
— Кому как не нам, людям, помнящим век двадцатый, порожденные им войны, стены и разделительные полосы, а сегодня с растущей тревогой смотрящим в будущее, понимать и чувствовать значение этого парадокса XVIII столетия, который еще в большей степени свойственен нашему времени? — задается вопросом С.Карп.
— С одной стороны, тенденции “расширения” и “сближения”, набирающие силу на наших глазах, внушают надежду на то, что масштабность задач, стоящих перед человечеством в целом, и возросшая взаимозависимость объединят страны, народы, отдельных людей, заставят “играть” по общим правилам, с другой — должны научить их ценить разнообразие, учитывать интересы друг друга и понимать, что от этого зависит успех всех начинаний, — делает вывод ученый.

Светлана Беляева
Фото предоставлено
Посольством Италии в Москве

Нет комментариев