Как ни крутись

Первые звезды были вертящимися волчками, по массе стократно превышающими Солнце. Такое предположение сделано на основании данных о химическом составе того, что осталось от первобытных светил. С подробностями New Scientist; Science NOW.
 Нынешние телескопы недостаточно мощны для непосредственного наблюдения за первыми звездами Вселенной, которые образовались и закончили свое существование спустя несколько миллионов лет после Большого взрыва. О них известно только то, что они, вероятно, были гораздо тяжелее Солнца. Однако их взрывная гибель оставила след в виде химических веществ, вошедших в состав звезд, образовавшихся позже. Некоторые из этих более поздних звезд до сих пор светят. Анализируя химический профиль старых звезд Млечного пути, астрономы обнаружили свидетельства того, что первые звезды были своего рода высокоскоростными роторами. Кристина Кьяппини (Cristina Chiappini) из Астрофизического института Лейбница (Leibniz Astrophysical Institute) в Потсдаме, Германия, с коллегами анализировала звезды в древнем звездном скоплении под названием NGC 6522, которое образовалось около 12 миллиардов лет назад, то есть очень рано во Вселенной, история которой насчитывает 13,7 миллиарда лет. Немецкие ученые изучали данные звездного светового спектра, полученные другими исследователями на комплексе телескопов Европейской южной обсерватории (European Southern Observatory Very Large Telescope) в Чили.
Кьяппини с соавторами по статье в журнале Nature обнаружила в спектрах древних звезд необычайное изобилие иттрия и стронция — элементов, близких железу, присутствующему в некоторых звездах. Моделирование показало, что подобное химическое изобилие производят массивные звезды, чья поверхность вращается со скоростью 500 км в секунду, то есть в пять раз быстрее, чем у нынешних массивных звезд. Быстрое вращение способствует более тщательному перемешиванию вещества внутри звезды, что стимулирует ядерные реакции, в которых образуются иттрий и стронций. Это подкрепляет результаты прежних симуляций, в которых облака коллапсирующего газа ранней Вселенной обнаружили тенденцию к образованию звезд со скоростями вращения столь высокими, что они приближались к пределу, за которым начинается их распад. По мнению ученых, велика вероятность того, что быстровращающиеся звезды умирают в гамма-всплесках — высокоэнергичных событиях, происходящих по всей видимой Вселенной и выражающихся в интенсивных вспышках гамма-излучения. Когда массивная звезда коллапсирует в черную дыру, быстрое вращение может вызывать образование вокруг дыры диска из звездного вещества. Это вещество может упасть в черную дыру и, возможно, подпитать собой гамма-всплеск.