Начинают с Малой. Стать ученым можно уже в школе.

Свыше 500 человек из 100 городов России приехали в Обнинск, чтобы принять участие в юбилейной 30-й Всероссийской конференции учащихся “Юность. Наука. Культура”, организатором которой традиционно выступила Малая академия наук “Интеллект будущего”.
Участвовали в конференции старшеклассники (ученики 9-11 классов). Юноши и девушки защищали свои исследовательские работы на 31 секции перед экспертами — преподавателями высших учебных заведений Москвы, Обнинска и Калуги. Для этих ребят научные исследования — образ мышления и стиль жизни. Ценности научного сообщества стали частью их мировоззрения. Наверное, такими и должны быть дети: любопытными, активными, способными видеть проблемы, существующие в окружающем мире, и уметь их решать.
История организации “Интеллект будущего” и конференции “Юность. Наука. Культура” началась с создания в Обнинске научного общества учащихся (НОУ) в 80-х годах прошлого века, а точнее в 1984 году. Тогда по инициативе методиста городской станции юных техников Льва Ляшко была создана рабочая группа, состоящая из руководителей юношеских научных школ Обнинска. В то время научные общества и малые академии наук были в Советском Союзе распространены — например, Челябинское НОУ и Малая академия наук Крыма “Искатель” в Симферополе к тому моменту действовали уже 18 лет (кстати, в этом году лучшей работой по астрономии признан проект из Крыма “Видеорегистрация метеоров” Терлекчи Сеитягия).
Лев Ляшко стал председателем научного общества учащихся, а потом и Малой академии наук (МАН), выросшей из НОУ в Обнинске. Он занимает этот пост и по сей день.
— У меня масса впечатлений о юбилейной конференции, — говорит Лев Ляшко. — Вы знаете, к нам едут ребята даже с Дальнего Востока, из Камчатского края и т.д. Мы не бюджетная организация, поэтому деньги на дорогу участники должны найти сами. В основном, дорогу им все-таки оплачивают местные органы власти, но то, что школьники приезжают в таком количестве, говорит о большой мотивации.
Секции конференции делились на естественно-научные и гуманитарные, по всему спектру школьной и внешкольной программ. В качестве награды молодым исследователям присваивают звание лауреата 1-й, 2-й или 3-й степени, а еще жюри выделяет лучшие работы на секциях.
— На каждой секции работает экспертный совет из трех-четырех человек, — объясняет председатель МАН. — Это доктора, кандидаты наук. Стараемся, чтобы среди них оказался и учитель высшей категории. Как правило, в качестве жюри выступают представители научно-исследовательских институтов и вузов Обнинска. Приглашаем и гостей из Москвы. В этом году, например, приезжал химик-органик академик Николай Зефиров. Читал детям лекции. Они были в восторге.
Ребята прибывают на конференцию с научными руководителями. Темы молодые исследователи находят в самых разных областях. Назовем нескольких авторов лучших исследований, представленных на разных секциях: Попов Альберт (Республики Саха (Якутия)) выступил с работой “Дневные чешуекрылые окрестностей”, Лукин Максим (Великие Луки, Псковская область) — “Федот Клокачев — Адмирал Российского флота”, Иванов Даниил (Череповец) — “Опыт картографирования данных по бытованию традиционных поясов на территории Вологодской области в конце XIX — начале XX в.”, Алешин Антон (Москва) — “Проверка закона Бенфорда на примере географической карты виртуального мира”. Орлова Анастасия (Самара) представила работу по химии “Синтез производных микрокристаллической целлюлозы”. Кашин Георгий (Архангельская область) провел “Исследование особенностей работы точек доступа сети Wi-Fi”.
Как видно по названиям проектов, разброс тем действительно очень большой. В среднем, участнику на доклад давалось 10 минут, но все-таки регламент зависел от секции. Важно было оставить время на дискуссию.
— Фактически, это похоже на защиту диссертации. Ведь на нее дают как раз 10 минут. После выступления обязательно задают вопросы эксперты и другие участники. Это модель взрослой конференции, — считает Лев Ляшко.
Кстати, по его наблюдениям, профориентация ребят с годами не остается постоянной: если несколько лет назад было много гуманитарных работ, то сейчас в приоритете у школьников технические и естественно-научные направления.
— Соотношение количества представленных проектов по этим двум направлениям меняется с течением времени, — объясняет председатель МАН. — Когда мы 30 лет назад начинали, преимущество было у естественных наук. Более того, гуманитарные секции в рамках нашего проекта вообще не предполагались. В 1990-2000-х у нас резко увеличилось количество участников гуманитарных секций, потому что тогда открылось множество юридических и экономических вузов. В последние два-три года снова наблюдается перевес в сторону естественно-научных секций.
Судя по всему, пропаганда технического образования работает!

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Татьяны РАХМАТУЛЛИНОЙ

Нет комментариев