Сезон рекордов. Большой адронный коллайдер готов к новым открытиям.

Несколько дней назад стало известно, что на Большом адронном коллайдере (LHC) в ЦЕРН удалось зафиксировать долгожданную энергию разгона пучка протонов — 6,5 тераэлектронвольта (ТэВ). Это произошло после завершения двухлетних работ по модернизации “машины”, как уважительно называют расположенный под Женевой крупнейший в мире 27-километровый кольцевой ускоритель заряженных частиц. Напомним: ранее — до модернизации — энергия каждого из разгоняемых пучков составляла 4 ТэВ.
По сообщению пресс-службы Европейской организации по ядерным исследованиям (ЦЕРН), уровень в 6,5 ТэВ для пучка протонов, циркулирующего в одном направлении, был достигнут 10 апреля, а на следующий день такая же энергия была получена и для пучка, разгоняемого в противоположном направлении. Таким образом, сделан очередной шаг на пути к новому трехлетнему сеансу работы коллайдера.
По сути, начавшийся “второй рабочий сезон” должен характеризоваться реализацией в полном объеме проекта LHC 1994 года, который из экономии первоначально был “оптимизирован” по характеристикам. Теперь же машина заработает на проектных значениях мощности (суммарная энергия пучков увеличится до 13 ТэВ, а затем достигнет запланированных 14 ТэВ).
Большой адронный коллайдер начал работать 5 апреля после продолжавшейся два года модернизации. Правда, не обошлось без накладок: запуск машины, первоначально планировавшийся на конец марта, был отложен на несколько дней из-за короткого замыкания, которое было зафиксировано на одном из магнитов.
В ближайшее время специалисты ЦЕРН должны провести тщательную проверку и тестирование различных узлов коллайдера для подготовки “машины” к столкновениям встречных пучков протонов, которые намечено осуществить в середине июня. Тогда-то и ожидаются интересные с точки зрения физики события.
Уже известно, что в ближайшие два года ученые ЦЕРН планируют продолжить заниматься изучением свойств открытого в 2012 году бозона Хиггса, чтобы понять, принадлежит ли эта частица Стандартной модели, или находится за ее пределами.
— Если выяснится второе, то это может означать, что мы имеем дело с частицей следующего поколения, которая сможет подтвердить существование суперсимметрии, — рассказал корреспонденту “Поиска” руководитель коллаборации российских физиков эксперимента CMS Игорь Голутвин. — Я считаю, что изучение распадов бозона Хиггса — магистральный путь к обнаружению суперсимметрии. Поэтому в первый период работ на LHC после завершения апгрейда и перехода на бόльшую энергию мы будем изучать свойства бозона. Кроме этого, могут забрезжить и новые горизонты, например, обнаружение новых частиц.
По мнению генерального директора ЦЕРН Рольфа-Дитера Хойера, которое он высказал в ходе мартовской пресс-конференции, приуроченной к запуску коллайдера, есть надежда “разобраться” и с темной материей, которая составляет 96% массы Вселенной и о которой пока мало что известно. Ученый не исключает, что на втором этапе работы Большого адронного коллайдера физикам удастся “пролить свет” приблизительно на 23% темной материи. Согласно одной из теорий, она может состоять из так называемых “суперсимметричных” частиц, ассоциирующихся с уже известными элементами Стандартной модели. Данные, полученные на экспериментах LHC при более высоких энергиях, возможно, позволят прояснить эту загадку природы.
— Еще одно направление исследований — кварк-глюонная плазма, до конца не изученное состояние, возникшее через миллионные доли секунды после Большого взрыва. Узнать ее подробные характеристики ученые также рассчитывают, сталкивая частицы при более высокой энергии.
Споксмен эксперимента CMS Тициано Кампорези считает, что нынешним летом начнется очень интересный период. Физики смогут получать данные при гораздо больших энергиях и светимости. При этом возникнет и новая важная задача их правильной интерпретации.

Светлана БЕЛЯЕВА
Фото из архива ЦЕРН

Нет комментариев