Учебные тренды. В Москве продемонстрировали привлекательность вузов.

Московский международный салон образования (ММСО-2015) собрал на площадке Экспоцентра отечественных и зарубежных педагогов, руководителей образовательных организаций, представителей федеральных и региональных министерств и ведомств, а также школьников, абитуриентов, студентов и их родителей. Посетители разных возрастов смогли получить там массу информации об отечественной высшей школе, чтобы помочь своим детям сделать правильный выбор в жизни. Вузы в этом году постарались на славу — стенды щеголяли всевозможными обучающими симуляторами и новейшими разработками. Молодежь с удовольствием нажимала на кнопки и увлеченно изучала буклеты учебных заведений с описанием факультетов и профессий, которые можно освоить.
— Салон образования проходит во второй раз и уже занял достойное место как в системе образования, так и в нашей жизни, — отметила на церемонии официального открытия заместитель председателя Правительства РФ, председатель Оргкомитета ММСО-2015 Ольга Голодец. — Сегодня он привлек к участию более 200 компаний. Ожидалось, что посетителями салона станут свыше 60 000 человек, однако, полагаю, эта цифра будет выше.
В деловой программе было запланировано около 150 мероприятий: форумы, конференции, лекции, семинары, тренинги для педагогов, руководителей образовательных учреждений, школьников и их родителей, студентов.
Вся экспозиционная площадь салона была разбита на пять кластеров. В зоне “Глобального образования”, например, демонстрировались проекты министерств и ведомств. В кластере “Страна университетов” себя представляли 53 университета России, от Калининграда до Камчатки. Еще одна площадка под названием “Пятая четверть” презентовала отдых: детские лагеря “Смена”, “Орленок” и “Артек” теперь стремятся быть не только оздоровительными, но и образовательными центрами. Экспозиция “Технологии для образования” демонстрировала все самое современное: от внешнего вида школы и ее интерьера до инфраструктуры и программного обеспечения. Здесь же состоялся показ электронных учебников.
Дистанционным методам подготовки кадров был посвящен целый выставочный день. Согласно информации, размещенной на сайте ММСО-2015, уже в сентябре 2015 года российские вузы открывают онлайн-обучение. Проект, получивший название “Национальная платформа дистанционного образования”, реализуется ассоциацией из восьми ведущих университетов: Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, НИУ “Высшая школа экономики”, НИТУ ­“МИСиС”, Санкт-Петербургским политехническим университетом Петра Великого, Санкт-Петербургским национальным исследовательским университетом информационных технологий, механики и оптики, Московским физико-техническим институтом (государственным университетом) и Уральским федеральным университетом.
На создание “платформы” планируется потратить около 350 миллионов рублей. Государству проект не будет стоить ничего, в это дело вкладываются только университеты. Каждое из восьми учреждений должно подготовить не менее четырех онлайн-курсов уже к началу нового учебного года.
В рамках салона состоялась панельная дискуссия “Цифровые технологии в жизни университета”, где главным гостем стал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. Он заявил, что в 2016/2017 учебном году в Вышке будут организованы онлайн-курсы практически по всем предметам, включая журналистику, медиа, дизайн и инженерные предметы.
— Это даст возможность лучшим преподавателям и ученым охватить большую, чем сейчас, аудиторию, — отметил Ярослав Кузьминов. — Доля людей, которые что-то изучают самостоятельно, постоянно растет. Кроме того, дистанционное обучение — это зачастую единственный способ для людей с ограниченными физическими возможностями получить высшее образование.
За следующий учебный год все восемь вузов-учредителей планируют подготовить и разместить на “платформе” порядка сотни курсов. Правда, как выход в онлайн отразится на работе преподавателей, пока говорить сложно, но есть опасения, что конкуренция между ними возрастет. К примеру, директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина считает, что если раньше альтернативой отечественным курсам для студентов могли стать иноязычные лекции с глобальных платформ типа Coursera и MOOCs, то теперь педагогам отечественных вузов предстоит бороться за студентов друг с другом.
Ряд экспертов считает, что в региональных университетах понимание всех положительных сторон онлайн-образования наступит позднее.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев