Вдоль дуная на верблюде

Скелет средневекового верблюда обнаружен в мусорной куче на берегу Дуная. Об этом сообщает Live Science.
Останки верблюда, найденные в городе Тульн-на-Дунае в Австрии, датированы XVI веком, периодом второй Османо-габсбургской войны. Один из исследователей находки Альфред Галик (Alfred Galik) из Венского ветеринарного университета (University of Veterinary Medicine Vienne) назвал ее “затонувшим кораблем пустыни”. Верблюды — чуждые Европе и, в частности, Австрии животные. Тульн расположен на берегу Дуная,  течение которого, очевидно, и поглотило горбатый “корабль пустыни”.
Подробнее исследование останков верблюда из Тульна описано в апрельском номере журнала PLoS ONE. Как отмечает Live Science, эта особь использовалась скорее не как вьючное животное, а как скаковое — ее кости не несут никаких признаков артрита или другого заболевания. Симметричные отметины на лопатках и плечевых костях, вероятно, появились от давления седока, когда он взбирался на верблюда и спешивался. Установлены предки животного, и эта родительская пара необычна. “Тульнский верблюд” рожден от отца двугорбого верблюда-бактриана и матери одногорбого верблюда-дромедара. Это предположение, возникшее после изучения костей гибрида, подтвердил анализ выделенной из них ДНК. От скрещивания между одногорбым дромедаром и двугорбым бактрианом родился верблюд с одним большим горбом. Такой гибрид в первом поколении называется нар, или инер. Он может иметь потомство, но во втором поколении происходит Менделевское расщепление, и могут появиться малоценные особи.
“Гибридизация домашних животных была обычным делом в то время, — говорит Галик. — С гибридами легче обращаться, они выносливее и крупнее своих родителей. Такие животные выводились специально для военных нужд”. Относительно того, как верблюд мог оказаться в Тульне-на-Дунае, у ученых есть предположение. Вероятно, он пришел с Османской армией, атаковавшей город. Османо-габсбургские войны велись между Османской империей и различными ветвями династии Габсбургов, правившими в Австрийской империи. В мае 1529 года Сулейман Великолепный выступил со своей армией в поход на Вену, куда прибыл в конце сентября, но после безуспешной осады отступил. Год спустя австрийцам удалось отбить ряд важных крепостей на Дунае, а Тульн находится всего в 25 километрах от австрийской столицы. “Труп верблюда не был разделан, следовательно, мясо животного не было употреблено в пищу, что нетипично для военного времени”, — отмечает Альфред Галик, в качестве одной из причин этого называя именно “чуждость” верблюдов местному населению. Останки животного были найдены в естественной “посмертной” позе с откинутой назад шеей и конечностями, подтянутыми к телу. Это был самец, которому, по оценкам ветеринаров, на момент смерти было больше семи лет.