Взлетели на воздухе. Новосибирские ученые добились успеха, создав суперочиститель.

Признаки развития инновационной деятельности в стране — появление на рынке новых отечественных брендов. Большие надежды возлагаются сегодня на выпускников наших университетов. За историей успеха компании, основанной молодыми учеными, корреспондент “Поиска” отправился в Новосибирск по приглашению одного из главных резидентов Академгородка — компании TION.
Территория Академгородка огромна и хорошо обустроена. Бок о бок с новыми большими стеклянными корпусами располагаются маленькие аккуратные лаборатории. Везде расставлены забавные знаки, как бы намекающие, что вы попали на территорию “умников”. Среди всех зданий обращает на себя внимание новенький Технополис, где и трудятся молодые ученые компании TION, организовавшие пресс-тур.

Компания заявила о себе еще в 2006 году. Именно тогда выпускники физфака Новосибирского государственного университета Михаил Амелькин и Дмитрий Трубицын решили попытать счастья, запустив стартап. Составили бизнес-план и нашли инвестора, готового вложить деньги в развитие дела. Задача состояла в том, чтобы создать идеальную систему по очистке воздуха.
— На тот момент у нас была комплексная технология, основанная, в том числе, на принципе фотокатализа. Правда, от него мы потом отказались, — рассказывает Михаил Амелькин.
Молодые сибиряки мечтали сразу захватить львиную долю рынка, но ожидания не оправдались: довольно скоро стало понятно, что быстро наладить производство не получится. Да и продукт нужно было правильно подать.
Немало времени стартаперы уделили подборке команды профессионалов. Сотрудниками стали, в основном, коллеги по научной работе. Тогда же заложили и технологическое ядро компании — собрали команду разработчиков.
— На том этапе мы учились воплощать технологии “из пробирки” в реальный продукт, — вспоминает Михаил. — Расти помогали наши товарищи — компания “Аэролайф”. Позднее мы разошлись по сегментам рынка, и теперь наши интересы практически не пересекаются.
Предприимчивые сибиряки довольно быстро организовали сборочное производство и начали искать своих покупателей.
— Продавали оборудование мест для курения табачным компаниям, ресторанам, медучреждениям, — рассказывает Михаил. — Налаживали обратную связь. От генеральной идеи о том, что чистый воздух нужен всем, до конкретного сегментирования рынка было еще очень далеко. Задача на понимание, что и кому мы продаем, оказалась совсем не тривиальной.
Технология изнутри
Так что же нового придумали новосибирские ученые? На основе эффективной комплексной технологии по очистке воздуха, включающей методы электростатического осаждения на пористых средах и адсорбционно-каталитической очистки, создали очиститель. Он состоит из префильтра, останавливающего тополиный пух, и электростатического блока, создающего коронный разряд в 10 тысяч вольт. Все пролетающие частички аэрозолей, бактерии, аллергенные пыль и сажа цепляют электростатический заряд и осаждаются на специальном фильтре из нетканого полипропилена. В самом принципе электростатического осаждения ничего нового нет, суть в том, что ученым удалось подобрать верные параметры системы и намотки.
— Станки, которые сейчас мотают фильтры, — наша особая разработка, — отмечает Михаил. — В серии их нет, все они компьютеризированы. Благодаря особой комбинации намотки фильтров и настройки систем очищения воздуха мы научились получать очень высокие классы фильтрации, то есть эффективно задерживать на дешевых, собственного производства, пористых и очень высокоемких фильтрах самые маленькие частички размером до десятка нанометров.
Проблема удержания мелких частиц уже давно решается с помощью HEPA-фильтров. Правда, у них есть ограничения и недостатки: высокая стоимость и низкая емкость, а уловленные ими микроорганизмы остаются в живом состоянии.
— Мы получили такой же класс фильтрации на гораздо более дешевых фильтрах, — объясняет М.Амелькин. — Кроме того, в нашем фильтре коронный разряд из кислорода продуцирует озон (в бактерицидных концентрациях). Он непрерывно обрабатывает поверхность фильтра, убивая все микроорганизмы, которые там собираются. А поскольку озон высокотоксичен, на выходе стоит адсорбционно-каталитический фильтр, который превращает озон снова в кислород.
Больницы как приоритет
Характеристики очистителя заметно превышали требования, предъявленные к чистоте воздуха в офисах и квартирах. Поэтому в 2010 году компания приняла решение сориентироваться только на медицину. Все дело в том, что только в этой сфере можно подтвердить высокую эффективность по очистке воздуха — есть нормативная база и четкие критерии по проверке оборудования.
— В медицинской сфере можно прий-ти и реально доказать, что твое изобретение работает, — отмечает Михаил.
Так сотрудники TION пошли “пробивать стену” в этот сегмент рынка. Они ходили по больницам, демонстрировали свое оборудование, отдавали очистители бесплатно на апробации. Очистители прошли множество клинических испытаний. Их проверяли многие организации, в том числе Научно-исследовательский институт скорой помощи им. Н.В.Склифосовского (Москва).
 — Мы просто ставили приборы в палаты и делали замеры по бактериальной обсемененности воздуха до и после включения прибора, — уточняет основатель компании.
В итоге было собрано порядка 150 заключений об апробации приборов в медицинских учреждениях, все они есть на сайте компании. До того как сибиряки “ударились в медицину”, обороты их компании составляли около 15-20 миллионов рублей в год. Этого еле-еле хватало на выживание и развитие. После ключевого решения прибыль возросла в несколько раз.
Большие промышленные системы TION тоже выпускает. Например, компания оснастила операционную в Детской городской клинической больнице им. З.А.Башляевой  (Москва), установив ламинарный потолок площадью 9 кв. м. Он монтируется над операционным столом, в систему подается воздух, равномерным “душем” поступая сверху вниз и вытесняя любую инфекцию в вытяжку. Подобные технологии уже давно используются на Западе, инженеры TION взяли идею оттуда, но внутри снабдили систему стерилизации собственными фильтрами. В результате фильтрация получилась гораздо эффективнее, чем в иностранных аналогах.
Компания оснастила несколько городских больниц своим оборудованием, так что их пациенты теперь защищены от микробов и бактерий. Оборудование закупали не только государственные учреждения. К примеру, воздухоочистителями компании полностью оснащен частный перинатальный центр клинического госпиталя “Лапино”.
Вообще, установить подобные системы — удовольствие недешевое: оборудовать один корпус в больнице “под ключ” стоит 1 млн долларов, и таких, очень крупных, заказов не так много. Поэтому компания производит и более компактный продукт — рециркуляторы. Они дешевле и подходят для учреждений, которые не могут себе позволить модернизацию систем вентиляции.
С 2011 по 2013 год оборот компании увеличился и достиг полумиллиарда рублей. В тот момент молодые ученые решили вернуться к диверсификации, поскольку появились ресурсы для выпуска новых продуктов. Началось сотрудничество с атомными станциями, метро и РЖД.
Сегодня TION арендует площади размером 3 тысячи кв. м на Бердском электромеханическом заводе (15-20 км от Новосибирского академгородка). Там компания организовала сборочное и заготовительное производство по крупному железу, а в Технополисе расположены отделы разработчиков, которые занимаются тяжелым промышленным оборудованием.
Выход на B2C
В 2014 году появился первый B2C (business-to-consumer) — аппарат, предназначенный для использования в квартирах и небольших пространствах под названием “бризер”. В TION выделили его производство в отдельное направление. В бризере самая маленькая канальная установка для системы вентиляции. Он фильтрует 120 кубометров воздуха в час (этого хватает на трех человек). Для сравнения — в больших установках фильтруется 25 тысяч кубометров в час. В общем же бризер — это компактное устройство для приточной вентиляции с подогревом и климатконтролем. Он решает очень важную проблему. При закрытых окнах концентрация углекислого газа зашкаливает, а с распространением пластиковых окон в квартиры свежий воздух вообще не подается, если их запирают, отгораживаясь от шума.
— Мы “упаковали” свои профессиональные решения в небольшой бытовой прибор, — говорит Михаил, демонстрируя бризер. — Он прост в обращении и устанавливается за 40 минут. Забирает воздух с улицы через специальное отверстие и очищает воздух. В нем присутствуют достаточно серьезные фильтры, которые нейтрализуют газы и запахи.
Установка такого аппарата “под ключ” стоит примерно 25 тысяч рублей, что сравнимо с установкой рядового кондиционера. Однако бризер, в отличие от последнего, обеспечивает приток свежего воздуха постоянно. Пользователь задает температуру, и автоматика сама контролирует режим работы нагревателя, встроенного в прибор. При этом нужно отметить, что прибор не охлаждает воздух, как кондиционер. Систему фильтров, установленных в бризере, можно при необходимости модифицировать. Например, если нужно избавиться от нежелательных запахов, компания предлагает дополнительно устанавливать толстый угольный фильтр.
Сегодня у сибиряков уже намечен план дальнейшего развития: молодые ученые хотят выйти на международную арену, изучают рынки Китая, США, Европы и ОАЭ. Хочется верить, что у них все получится, потому что TION — прекрасный пример успешного дела, в котором наука и бизнес идут рука об руку.

На фото:

1. Бризер TION O2
2. Фильтры бризера TION O2
3. Фильтр из нетканого полипропилена

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев